Чеченцы в чабанских папахах
Папаха — символ достоинства, гордости, чести.
Поговори с папахой, если тебе не у кого спросить совета. Чеченская пословица указывает на существенный атрибут одежды непременного ношения папахи чеченцем. Заходя в помещение головной убор никогда не снимали.
Значимее подарка для горца, чем папаха, не существовало. Денег на ее приобретение не жалели. А потеря головного убора предвещала его обладателю скорую гибель. Для чеченца папаха значит много больше, чем просто добротный головной убор, выполненный из меха или каракуля.
Если человек обладает высокими нравственными качествами, способен на свершение достойных поступков, он может носить папаху. То есть, соответствие личностных определенных черт человека приравнивалось к культу ношения шапки.
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров
Папаха — это вид шапки, полностью изготовленный из меха. Шапки подразделялись на типы исходя из того, какой формы они были, из какого материала изготавливались. В качестве материала использовались шерсть бухарских овец. Зимняя папаха шилась из овчины длинного ворса, покрывавшего верх шапки. Для лучшего сохранения тепла и защиты от непогоды папахи подбивали овчиной с коротко подстриженной шерстью.
Пастухи использовали шапки еще и в качестве подушки.
Если намечался выезд в город или серьезное мероприятие, чеченцы надевали свою лучшую папаху. Для праздников шили шапки из мелкого кудрявого меха курпей (барашков) или привозного каракуля — меха ягнят. Молодые люди вне зависимости от праздника стремились к приобретению самых красивых папах. Покупку берегли, заворачивая в чистую материю.
Сбить с головы чеченца папаху означало нанести серьезное оскорбление, за которым следовало неминуемое разбирательство частенько с кровопролитным исходом. Горцы дрались за свой головной убор до конца, ведь его потеря значила несерьезность поступков человека. Чеченца ставили на охрану объекта, а ему приходилось ненадолго отлучиться. Он снимал с себя папаху и клал при входе. Тронуть снятый головной убор горца значило бросить его владельцу вызов.
Махмуд Алисултанович Эсамбаев
В случае ссоры чеченец мог сорвать с себя папаху и бросить ее на землю, что значило только одно — ее владелец пойдет до конца, даже если придется умереть.
Мы знаем обычай, когда чеченская женщина, сняв с себя платок и бросив его к ногам бьющихся людей, может остановить смертельную схватку противников. В отличие от женщины мужчина не имел этого права снимать шапку даже в таком случае.
Если чеченец просит что-то сделать и снимает перед другим человеком папаху, — совершает поступок недостойный мужчины, — но поступает, как раб. В этом правиле всего одно исключение: чеченцы снимают папахи тогда, когда речь идет о прощении кровной вражды.
Немного слов о великом человеке, выходце из чеченской нации, танцовщике с большой буквы, Махмуде Эсамбаеве, хорошо знавшем горские традиции и цену своему головному убору. Его не могли заставить снять шапку даже в самых неординарных ситуациях.
Махмуд Эсамбаев частенько выезжал за пределы Чечни. Путешествуя по миру, принимаемый в чиновничьих кругах, он ни перед кем своего головного убора не снимал и называл его не иначе, как короной. Знаменитую папаху узнавали высшие чины.
На всех совещаниях Верховного Совета СССР, не изменяя горским традициям, Махмуд Эсамбаев сидел в папахе. По словам очевидцев, Леонид Брежнев перед началом всегда внимательно всматривался в зал. Если поверх голов он видел папаху, говорил следующее: «Махмуд на месте, давайте начинать».
Не разобравшись, СМИ написали, что это он чуть ли не под Илью Муромца оделся, и даже сделали всякие забавные видео типа вот этого?
А потом выяснилось, что это были доспехи древнего чеченского воина, а похожи они так на древнерусские, потому что в те древние времена у Руси, образовавшейся как государство на двух торговых путях из варяг в греки и по Волге в Персию, был товарообмен с Византией, Персией, Индией и арабскими странами, откуда поступали такие же доспехи и вооружения как и на Кавказ.
Ну а уж когда русские княжества были частью Орды, так и вообще все вооружение могло быть практически идентичным.
"Традиции, религия, культура — это основа прочности любого народа. Сотни народов играли некогда важную роль в событиях мирового масштаба. Утратив корни, они перестали быть единой нацией, способной себя сохранить. Понимая это, я с первых дней на посту главы республики поставил цель: добиться возрождения и сохранения истинно народных традиций, привить всем, особенно молодежи, уважение и любовь к ним" — написал потом Кадыров в соцсетях по поводу этих своих доспехов.
Народный артист Чеченской Республики Николай Басков в национальном чеченском костюме с Рамзаном Кадыровым
По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.
А лет пять назад мода на самобытность в одежде начала волновать и региональных госчиновников.
В частности, вице-премьер правительства Чечни Магомед Селимханов в 2013 году предписал сотрудникам органов государственной власти носить вещи, соответствующие "нормам служебной и вайнахской этики". Сильному полу с той поры 4 дня в неделю рекомендовано облачаться в костюм и галстук, а по пятницам — в "традиционную мусульманскую одежду" (ту самую, в которой большинство россиян регулярно видят главу Чеченской республики на телеэкранах). "Рабочая форма" для дам: платок, платье или юбка ниже колен, и рукав — не менее чем три четверти.
Магомед Селимханов в традиционной чеченской одежде
Чечня стала одним из первых российских регионов с такой инициативой, но не единственным.
А какая она, традиционная чеченская одежда? Что мы про нее знаем, ну кроме того, что доспехи древнего чеченского война были похожи на доспехи древнерусского?
Кавказ – это очень многонациональный регион России. Бок о бок здесь соседствуют различные народы, тесно взаимодействуя и обмениваясь накопленным за столетия опытом.
Национальный чеченский костюм – яркий пример неповторимого творчества народных умельцев, образец старинных обычаев, свидетельство глубокого взаимодействия чеченского народа с соседними народами. В национальном костюме отразился не только образ жизни горцев и их традиций, но и духовные ценности, вера.
Чеченский народ отличается глубоким уважением и почтением к своим предкам, поэтому и национальный костюм не хранится в музеях, а достаточно широко используется в повседневной жизни.
Образ жизни чеченского народа напрямую связан с материалами, которые издревле применялись в изготовлении национальной одежды. Ткани прялись из овечьей шерсти, широко применялся мех и кожа местных животных.
Сукно, войлок – все было собственного производства. Все костюмы изготавливались только самостоятельно. Практически каждая женщина умела шить или прясть. Мастерство по производству национальной одежды передавалось из поколения в поколение и считалось предметом национальной гордости.
Мужской национальный костюм
Главными частями любого мужского костюма были штаны и удлиненный полукафтан (бешмет). Штаны имели крой, зауженный книзу, чтобы было удобно заправить их в сапоги.
Бешмет – это полукафтан, скроенный из легкой ткани, выполнял функцию нательной рубахи. Бешмет плотно облегал фигуру мужчины до пояса, а ниже расширялся почти до колена. Такая форма идеально подчеркивала стройность и мускулистость фигуры чеченского мужчины. На груди бешмет всегда должен быть плотно застегнут на специальные пуговицы-узелки. Такие же пуговицы украшали и манжеты зауженных рукавов полукафтана.
Бешмет использовался и как домашняя одежда и как праздничная. Различие было только используемой ткани. Для повседневного варианта применялась простая хлопковая ткань, а для праздничного – дорогой разноцветный атлас. Несмотря на плотную посадку бешмета по фигуре, он всегда был удобен и не стеснял движений мужчины. Поэтому такая одежда использовалась и для обмундирования войск.
Черкеска – это схожая по виду и крою с бешметом часть мужского костюма. Черкеска выполняла функцию праздничной одежды, поэтому всегда изготавливалась из более дорогих материалов. Обычно использовали сукно самого лучшего качества. Черкесска надевалась поверх бешмета, повторяя его форму. Узкая до талии, она расширялась книзу и закрывала колени. В отличие от бешмета, черкеска застегивалась только на поясе.
Самой интересной деталью этой одежды были газырницы, которые располагались по обеим сторонам на груди. Они служили для хранения запасных патронов. В настоящее время в прямом назначении этой детали надобности уже нет, однако, она все равно присутствует в качестве декора одежды.
Отличительной часть мужского костюма является бурка. Бурка представляет собой войлочный плащ без рукавов с твердыми, зауженными плечами. Она была неотъемлемым спутником пастухов, воинов, путников. Новорожденных мальчиков всегда сперва заворачивали в бурку, чтобы в будущем они выросли настоящими горцами.
Бурку изготавливали только женщины, причем этим правом обладали только лучшие из мастериц. Для производства использовали только качественную овечью шерсть.
Значение бурки трудно переоценить. В непредсказуемых условиях высокогорной местности этот теплый и непродуваемый плащ служил и одеждой, и подстилкой, и одеялом.
Дополняли традиционный костюм головной убор – папаха, и кожаные сапоги до колена, куда мужчины заправляли сапоги.
Папаха – это символ чести и достоинства чеченского мужчины.
Изготавливали ее из натуральной овчины. Она могла быть длинношерстной или короткошерстной (каракулевой). Папаха передавалась по наследству, а если сыновей у мужчины не было, то папаху передавали с огромным почтением самому уважаемому мужчине рода.
Трогать чужую папаху запрещено, чтобы не оскорбить хозяина. Интересно, что в некоторых случаях папаха могла заменить на свидании молодого человека. Друг, взяв папаху жениха, мог заменить его встрече с девушкой. И она могла разговаривать с ним, как со своим любимым.
Папахи и сейчас являются постоянным головным убором чеченцев, выстояв против давления современной моды.
Обязательным элементом костюма был также кожаный пояс. Украшенный металлическими вставками, он служил для ношения холодного или огнестрельного оружия
Женский национальный костюм
Чеченская женщина – это сама скромность, целомудренность и красота. Девушки никогда не демонстрируют свое тело посторонним взглядам. Такое поведение нашло отражение и в крое традиционного костюма.
Женский костюм очень разнообразен по цветовой гамме. Женщины постарше носят одежду более спокойных тонов, а девушки надевают платья самых разнообразных цветов и оттенков, украшенных золотыми и серебряными нитями и дорогими камнями.
Женский наряд состоит из четырех обязательных частей.
Имело форму туники и ниспадало до самых щиколоток. Узкое до талии, оно немного расклешалось книзу, образуя легкие струящиеся складки. На груди имелся небольшой вырез, а шею прикрывал воротничок-стоечка с небольшой пуговкой. Нижнее платье всегда отличалось очень длинными рукавами, достающими до кончиков пальцев рук.
Такое платье допускалось носить со свободными шароварами и свободно выходить на улицу, естественно, дополнив костюм соответствующим головным убором.
Нижнее платье было скромным, а для украшения женщины использовали специальные нагрудники. Их заказывали у мастеров и носили, пришитыми к верху туники. Для украшения использовали серебряные и золотые нити, а также драгоценные и полудрагоценные камни. Внешний вид нагрудника отражал материальное благополучие семьи.
Напоминало кафтан или длинный халат. Оно не имело воротника и открывало грудь, чтобы прекрасные нагрудники были хорошо видны. На талии оно застегивалось на маленькие крюки, в результате чего женская фигура приобретала очень женственную форму.
Верхнее платье было очень красивым. Использовались самые дорогие и красивые ткани – парча, сафьян, шелк, атлас, бархат. Украшалось оно роскошной вышивкой, камнями, бисером. Полы юбки расходились как два лепестка, что придавало наряду больше изящества.
Такой наряд был характерен только для молодых девушек, а взрослые женщины одевались скромнее.
Голову чеченки обязательно покрывал либо платок, либо легкая шаль. После замужества девушки надевали специальный мешочек, куда убирали волосы – чухту. Платок для женщины имел такое же важное значение, что и папаха для мужчины. Он символизировал чистоту и целомудрие.
Пояс для женщины был очень важен. Для него использовали серебро, золото, драгоценные камни. Его передавали по наследству, а матери дарили первый пояс дочерям перед свадьбой.
Помимо приучения чиновников носить народный костюм на работу, в Чечне еще продвигают и собственный модный бренд Firdaws (означает на арабском "рай" или какой-то высший сад рая), магазины которого работают не только в Чечне, но и в других местах, например, в Арабских Эмиратах.
Коллекция Firdaws
Как я уже написала выше, в России есть уже достаточно большое количество регионов, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.
Возрождается народный костюм и в других кавказских республиках, и в Якутии, и в Коми, и у ненцев, и у саамов, и у калмыков, и в Приволжье, и на Урале.
Я об этом еще напишу.
А как вы относитесь к инициативе "на местах" носить традиционную этническую одежду на работу хотя бы раз в неделю?
И продвигать свои национальные (включая этнические коллекции) бренды одежды, в том числе за границей?
Оригинал взят у selyanka1 в https://selyanka1.livejournal.com/114978.html
Посоветуйся с папахой
Папаха – это национальный головной убор, который был широко распространён у народов Кавказа, а также казаков в Средней Азии.
Именно про этот головной убор жителями гор придуманы поговорки вроде «Папаха – не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться — посоветуйся с папахой» и т. д. Эта шапка для горцев всегда имела, и имеет по сей день, подчёркнутую важность. Широкое распространение среди нардов Кавказа папаха получила в конце XIX – начале ХХ веков. У знатного человека в арсенале должно было иметься несколько разных папах. Их тщательно берегли от разных вредителей, и осторожно за ними ухаживали. Каждый зрелый кавказский мужчина имел в своем гардеробе минимум три папахи – одну для повседневного пользования, вторую – для свадеб, третью – для траурных мероприятий.
![]() |


Особые породы коз и овец
Чаще всего, для изготовления этих шапок использовали овечью шерсть, реже – шерсть особых пород коз. У нас в магазине вы можете купить папаху из козьей или овечьей шерсти. Наиболее популярными были длинношерстные папахи, из шкур особых баранов, которые давали длинное, мягкое и шелковистое волокно. Пастухи, носившие такие папахи, могли использовать их в качестве подушек, так как на них было комфортно спать. Эти шапки считались повседневным головным убором. Парадными же были длинношерстные папахи, сделанные из шерсти коз крайне дорогой ангорской породы, которая на шапки шла довольно редко.
Однако, бессменной классикой и роскошью считались, и считаются до сих пор, каракулевые папахи, которые делаются из шкур молодых ягнят. Также эти шапки называются «бухарскими». В отличие от папах с длинным ворсом, которые по большей части так и остались атрибутом горцев, каракулевые прочно вошли в обиход казаков из разных войск. Впрочем, многие из них делались из иного материала, схожего по виду с каракулем, но отличным по своему составу и происхождению. Кстати, настоящую каракулевую папаху видно сразу – шерсть на ней долго не портится если правильно за ней ухаживать, а все завитки остаются на месте, даже если очень сильно сминать и трепать шапку. При прямых солнечных лучах, шерсть на каракулевой папахе переливается и сияет, а на ощупь она мягкая, как шёлк.
![]() |


Предмет особой гордости
Суть папахи в том, чтобы увеличить рост человека, сделать его стан более гордым и мужественным. Для народов Кавказа эта шапка была значительным предметом гордости. Размеры их нередко варьировались в зависимости от того, насколько желал выделятся среди окружающих её обладатель. А потому, кавказские горцы, часто пытались перещеголять друг друга высотой папах.
Сбить шапку с головы считалось невиданным оскорблением, которое могло окончиться кровопролитием. Папаху вообще редко снимали, только в особых случаях. Если человек, к примеру, что-то просил, он не оголял голову, это делалось лишь в том случае, если речь шла о прощении кровной мести. Например, Махмуд Эсамбаев был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось находиться в папахе во время заседаний.
Кстати, у дагестанцев папаха некоторое время служила средством объяснения с любимой. Строгие порядки гор запрещали молодым людям встречаться открыто. Идти свататься «без предупреждения» многие молодые люди боялись – вдруг откажут. Поэтому, чтобы понять, интересен ли юноша своей возлюбленной, он незаметно подкрадывался к окну или балкону девушки и забрасывал туда папаху, как говорили, «в разведку». Если дама сердца оставляла её у себя, то можно было с полной уверенностью отправлять сватов к будущей невесте, а если головной убор отвергался и выбрасывался обратно владельцу, то ему приходилось искать счастья в других окнах.
![]() |


Казачьи папахи
От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.
Технически к шапке прикреплялся особый колпак, в который был вложен стальной каркас. эта конструкция называлась «тумак». Многие филологи связывают выражение «надавать тумаков» с этим видом папах. «Надавать тумаков» – значит, побить шапкой. Дело в том, что папаха с тумаком служила не только защитой, но и оружием: ею можно было отбиваться, и серьёзно ранить неприятеля, когда дело доходило до рукопашной схватки.
Цвета казацких папах в дореволюционное время могли быть разных оттенков, за исключением белого, а в период военных действий – черного цветов. Также запрещалось носить папахи ярких оттенков. По большому счёту, вид и форма папах была практически одинаковой во всех войсках – они были чаще всего цилиндрической формы, реже конусообразные. Отличался только верх – «крышка» папахи.
Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.
![]() |
После революции
Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.
Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.
Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине "Этно-Шоп". На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.