Чокер (от англ: «choker» — душитель) — короткое ожерелье, которое плотно прилегает к шее, оснащено регуляторами размера.
Такое украшение имеет множество разновидностей. Чокеры изготавливаются из ракушек, дерева, кости, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней, кожи, пластмассы, бархата, атласа и тому подобное. Этот подвид ожерелья впервые появился в ІІ веке до нашей эры и поныне сохраняет свою популярность. Стоит отметить, что это украшение имеет глубокий подтекст, трактовка которого зависит от типа микросоциума. Также чокер название тросовой петли при лесозаготовке трелёвочным способом.
Содержание
История [ править | править код ]
Древность [ править | править код ]
Чокеры из фаянсовых бусин, датированные серединой III тыс. до н. э. и относящиеся к эпохе Древнего царства, находили на территории Египта [1] [2] . Однако, по всей видимости, эта форма украшений не была распространена, так как наиболее известным типом древнеегипетских ожерелий являются оплечья из бусин и/или золота, покрывающие плечи и большую часть груди.
Считается, что первыми чокеры носили коренные жители Америки. Первая такая находка датирована II веком до н. э. и относится к цивилизации майя. У американских индейцев ожерелье-чокер являлось символом власти вождя, а также выполняло сакральную защитную функцию, выступая в качестве талисмана от злых духов. Чокеры изготавливались из костей птиц и зверей, из дерева или ракушек.
В некоторых регионах Азии (например, Мьянма) и Африки (народ ндебеле, ЮАР) с глубокой древности до настоящего времени практикуется «вытягивание шеи» при помощи узких и высоких ожерелий из множества колец. Обычай практикуется в основном в отношении женщин, начиная с детского возраста. Женщина с вытянутой шеей считается очень привлекательной для соплеменников.
В античности ошейник с медальоном являлся признаком раба. На ошейнике содержалась надпись, кому принадлежит раб, а также указывалось наказание за кражу раба или помощь ему.
Женщина из народа арапахо, США, 1898.
Девочка из племени падаунг с кольцами, удлиняющими шею. 1930-е.
Раб-германец; на происхождение указывают длинные волосы, на статус раба — ожерелье-ошейник с медальоном. IV век н. э.
Эпоха Возрождения [ править | править код ]
Массивные золотые чокеры (Саксонский воротник), украшенные жемчугом и драгоценными камнями, входят в моду в эпоху Позднего Средневековья в XV—XVI веках. Плотно облегающее шею золотое ожерелье могло быть в составе более крупного украшения, спускающегося на грудь. В Германии XVI века знатные дамы носили несколько рядов массивных золотых украшений на шее, верхнее из которых плотно охватывало шею. Эта мода нашла отражение на портретах того времени, особенно в работах немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего (1472—1553). По норме того времени, художник изображал персонажей библейской истории в современных ему нарядах первой половины XVI века.
Портрет леди. Ханс Бальдунг, ок. 1530.
Портрет Дианы Французской. Неизвестный французский художник, XVI век.
Эпоха рококо [ править | править код ]
С началом эпохи Просвещения в моде появились платья с глубокими декольте и высокими причёсками. Для более гармоничного сочетания форм понадобились чокеры. В XVIII веке в моду вошли чокеры из ткани, чаще всего из чёрного бархата (бархотка или бархатка), а также голубые в виде ленты или из кружевной ткани под цвет платья. Бархотки сохранили популярность и на протяжении XIX века, во многом благодаря модному в 1840—1870-е стилю неорококо, подражающему эпохе Марии-Антуанетты. Чёрный окрас позволял подчеркнуть бледность кожи, которая свидетельствовала о благородном происхождении дамы. Бархатки носились без декора, либо украшались жемчугом и драгоценными камнями, к ним могли крепиться подвески. Часто бархатка крепилась не с помощью застёжки, а имела ленточки-завязки, таким образом, сзади образовывался бантик. Если к чокеру крепилась крупная брошь, зачастую в форме банта («брошь Савинье») — такое украшение называлось склаваж.
Портрет графини А.М. Воронцовой. Пьетро Ротари. Италия, Между 1756 и 1762 гг.
Донья Мария де ла Лус Падилья и Гомес де Сервантес. Мигель Кабрера, ок. 1760. Бруклинский музей.
Женщина в голубом. Томас Гейнсборо, конец 1770-х — начало 1780-х.
Девушка в красном платье. Пьетро Ротари, 1755.
Классицизм [ править | править код ]
В первые десятилетия XIX века чокеры вышли из моды, так как ампирная мода стремилась подражать античности. На смену плотно облегающим шею бархаткам пришли классические ожерелья. Также ношение чокеров было несовместимо с высокими воротниками-стойками (херусками), являвшимися украшением сами по себе. Новый пик популярности классических бархаток пришёлся на вторую половину XIX века и стиль неорококо.
В Великобритании мода на чокеры введена принцессой Уэльской, будущей королевой Александрой Датской [3] . В детстве Александра перенесла операцию, оставившую на её шее небольшой шрам [4] . Чтобы скрыть его, принцесса носила чокеры или платья с высоким воротником. Специально для неё начали изготавливать очень высокие бусы, которые тесно окружали шею до самого подбородка. Такое необычное украшение быстро положило начало новой моде. Вместе с высоким чокером в моду вошёл сетевой чокер. Бусы изготовляли не только из ажурной ткани, но и из драгоценных металлов.
XX — XXI века [ править | править код ]
Чокеры, преимущественно широкие, изготовленные из драгоценных металлов или рядов жемчуга, сохраняли популярность и в начале XX века, так называемую «прекрасную эпоху». Ювелиры-представители направления ар-нуво, в том числе Рене Лалик, изготавливали чокеры в виде широкой тканевой ленты, в центре которой была помещена драгоценная планшетка (Plaque de cou). Одновременно с этим в моде оставались и классические тонкие бархотки, и высокие ожерелья из нескольких рядов бриллиантов и жемчуга, остававшиеся атрибутом высшей аристократии.
После спада популярности в период между двумя войнами, чокеры вновь возвращаются в моду с середины XX века. Чокеры носили культовые актрисы и «звезды»: Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Бриджит Бардо и другие. Кроме того, чокеры из драгоценных камней и жемчуга носила принцесса Диана, что, несомненно, способствовало популяризации этого украшения.
С 1980-х черные кожаные чокеры, украшенные шипами, цепями и металлическими заклепками становятся атрибутом неформальных молодежных субкультур и музыкальных направлений, таких как рок, панк и готика. Подлинный пик популярности чокеров пришелся на 1990-е годы, когда из украшения провокационного чокер стал модным трендом. В моде были как и «панковские» ошейники из черной кожи, так и чокеры из синтетических тканей ярко-кислотных цветов, либо животного окраса. Такое украшение дополнялось пластиковыми бусинками, бисером, стеклярусом или металлическими кулонами в виде геометрических фигур, сердец.
Параллельно с этим произошло внедрение чокеров в БДСМ- и гей-культуру, где украшения из кожи и латекса стали символом и атрибутом доминантно-сабмиссивных отношений.
Актриса Джерти Миллар в чокере, состоящем из драгоценной пластинки на основе из жемчужных бус.
Планшетка для чокера. Рене Лалик, Париж, ок. 1898-1900 гг.
Молодой человек в чокере с шипами на готическом фестивале Wave-Gotik-Treffen, 2011 год.
Ошейник на женщине как элемент БДСМ-культуры.
Все знают, что женщины любят всевозможные аксессуары. Иногда эти украшения имеют необычные, или даже пугающие названия. Слово «чокер» переводится, как «ошейник», «душитель». Просто какой-то фильм ужасов! На самом деле всё не так страшно и однозначно. Что такое чокер, откуда появился этот наряд, что символизирует? Чокер на шею, что означает? Попробуем ответить на ряд вопросов, касающиеся такого украшения, как чокер.
История ошейника
Введение данного аксессуара в моду впервые произошло еще в далеком 19 веке, когда принцесса Александра Уэльская начала носить подобные женские украшения. У особы имелась на то причина: на шее находился некрасивый шрам, и чтобы скрыть его от нежеланных взглядов, коронованная дама одевала различные ленточки, украшенные камнями и бусинами.
Принцесса, вдохновленная индийскими женщинами, которые любят усыпать себя ювелирными изделиями, поступила также. Как результат такого наследования – появился чокер. Супруга английского принца, Александра Уэльская, благодаря своим манерам и образу жизни — была для многих её современников иконой стиля. Её любимые украшения были только чокер и сотуар.
Если углубиться в историю еще больше, то можно обнаружить факты, свидетельствующие о том, что аксессуар применялся еще в древности (чекер). Зачем они одевали именно чокеры? Индейцы специально надевали и носили такие изделия на шее для защиты от негатива. На ремешках часто изображались обережные символы, в которые свято верили племенные народы.
Индейцы носили это украшение не только из-за красоты, они считали чокеры признаком вождя и талисманом. Чокеры заказывали у врачевателей, придавали ему особенный смысл, значение.
Эту идею подхватили во Франции, в 16 веке. Но только с той разницей, что французы вложили в ношение этой вещи совсем другой смысл. Чокер носили как знатные француженки, так и куртизанки, то есть проститутки. В 18 веке, во Франции, ношение красной ленты француженками считалось напоминанием о Революции. Таким образом они отдавали дань погибшим. Украшения называли choker-necklaces.
В 19 веке носить чокер особенно любили женщины лёгкого поведения. А уже в 20 веке среди любителей чокеров многие увидели принцессу Диану. Принцесса Диана любила носить чокеры, особенно из жемчуга. На фото — подарок на свадьбу Диане от английской королевы — изумрудный чокер с бриллиантами.
Мода на чокеры пришла к нам из девяностых годов прошлого века. Как может сочетаться в таком милом аксессуаре, как чокер — красота, женственность, пошлость и разврат? Очень странное происхождение и значение этих украшений. Сейчас в продаже имеется просто огромный выбор чокеров. Их носят все, особенно любят ошейники молодые девушки.
Можно подобрать украшение на любой вкус, любого цвета, с подвеской, цепочкой, кулоном, и так далее. Эта вещь универсальна, нужно только подбирать её под свой стиль. Правда, имеется один недостаток — можно визуально укоротить себе чокером шею. Поэтому дамам с короткой шеей нужно относиться к чокеру с осторожностью, нельзя пренебрегать вкусом.
Зато его можно носить с любым вырезом и декольте, что особенно привлекательно и выигрышно для дам. Некоторые носят украшение и с джемпером под горло. Ошейник отлично сочетается с другими украшениями, более длинными. Чокер на шею, что означает? Почему так много говорят об этом аксессуаре? Многие всё-таки считают, что он слишком вульгарен. Но другая половина женской аудитории плевала на предрассудки, и с удовольствием носит этот ошейник, чувствуя себя в ошейнике просто замечательно.
Какие чокеры в моде
В 2017 году ошейники не выходят из моды. Самые популярные из ошейников — кожаные, бархатные, кружевные, вышитые, и украшенные вышивкой, пайетками, бусинами — то есть вечерние чокеры.
Кожаный чокер, или чокер-галстук — это кожаный шнурок, несколько раз обвивающий шею, со свободно свисающими концами. Заканчивается металлическим наконечником с двух сторон. Кожаный шнурок может быть и широкий, украшенный кольцом или подвеской.
Бархатные ошейники — самый женственный вид, раньше его называли бархоткой. Раньше ношение именно этого ошейника, и его вид обозначал особую женственность, шарм его обладательницы. Сейчас бархатные ошейники стали шире, но тонкие полоски тоже актуальны.
В моде бархат с подвесками, кулончиками, металлическими кольцами и цепочками.
Кружевные ошейники — они не выходят из моды, и выглядят всегда женственно и сексуально. Кружево может быть как узким, так и очень широким. Если у вас длинная шея — вы вполне можете позволить себе широкое кружево. Последний «писк» — это кружевные колье на шею.
ЧОКЕР. МОДНЫЙ АКСЕССУАР С ПИКАНТНЫМ ПОДТЕКСТОМ
В этом сезоне одним из наиболее трендовых украшений стал чокер. Этот необычный аксессуар вошел в топ модных тренов еще прошлой осенью, покорив сердца многих дам по всему миру. Что же представляет собой чокер? Каков его тайный подтекст? Какие чокеры теперь в моде?
Интересен тот факт, что чокер одновременно символизирует власть, благородство, угрозу, рабство и бунт. Такое противоречие трактовок легко объясняет история этого необычного украшения.
Чокер представляет из себя короткое колье, плотно прилегающее к шее. Впервые его начали носить в Древнем Мире, в основном, в средиземноморских краях и в странах Азии. Тогда этот аксессуар изготавливался исключительно из дерева. Это своеобразное кольцо надевали на шеи маленьких девочек из привилегированных семей. Их родители надеялись, что это сделает шеи дочерей значительно длиннее. В те времена длина шеи свидетельствовала о благородстве рода. Ожидания не оправдались, но деревянные ошейники понравились людям своим колоритным видом. Так, чокеры продолжили свою историю, изменив вид и смысл.
Чокеры надолго вышли из моды знати, став атрибутом рабов. Но, В Средние Века его носили многие люди вне зависимости от статуса. В эту мрачную эпоху чокер стал служить средством для самообороны. Средневековые чокеры изготавливались в основном из кожи, на которую набивались шипы. Длина шипа могла достигать нескольких десятков сантиметров. Таким образом люди пытались защититься от воров и разбойников. Впрочем, не только живые сподвигали надевать столь странное украшение на шеи. Нередко шипы чокеров изготавливались из серебра. Такую роскошь мог позволить себе отнюдь не каждый, хотя эти меры были необходимы, в понимании жителей Средних Веков. Таким образом они пытались защититься от вампиров и оборотней, если священные молитвы вдруг не помогут.
Эпоха Возрождения начала менять представления о мире и облик людей. Становление либеральных идей и рассеиванье помутнённых феодальных убеждений освободило многих людей от рабства. Оставленные на гвоздиках ошейники бывших рабов были переняты хозяевами.
Так, в моду вошли изысканные и роскошные чокеры, неизменно украшающие шеи прекрасных дам на протяжении трех сотен лет.
Особенно популярными были чокеры-бархотки, представляющие из себя широкую ленту из черного бархата, украшенную круглым, или овальным кулоном, кулоном в виде сердца, или слезы. Кулоны изготавливались из драгоценных металлов. Их дополняли художественные орнаменты, гравюры, либо драгоценные камни. Чокеры также шились из кружева и атласа. Цвет тканей был преимущественно черный, поскольку именно оно способен наилучшим образом подчеркнуть бледность кожи. В ту эпоху бледная кожа и тонкий стан свидетельствовали о благородном происхождении дамы. Такие чокеры дополнялись драгоценными камнями, преимущественно – бриллиантами, либо жемчугом. Кроме вставок из серебра, золота, или платины, они декорировались тканевыми бантами, расшитыми жемчугом.
Более богатые и властные женщины предпочитали носить ошейники из драгоценных камней, нанизанными на серебряные плетения. Наиболее предпочитаемыми камнями были бриллианты, изумруд и сапфиры. Этим роскошным сияющим изделиям не уступали чокеры из жемчужных нитей, преимущественно белого цвета. Их часто дополняли бриллиантами разных тонов и вставками из серебра, или платины.
Эти помпезные украшения носили в сочетании с массивными колье, или цепочками на которых были кулоны с бриллиантами. Как говорится, все преданное наружу. Столь богато украшенное декольте заявляло о статусе дамы, который определялся количеством и величиной драгоценных камней в ее украшениях. По этой причине, чокеры порой были весьма увесистыми и широкими, полностью закрывающими дамские шеи, вплоть до подбородка.
В середине ХIХ века, художники моды попытались заменить чокеры на богато расшитые воротники-стойки, украшающие дамские платья и камзолы кавалеров. Разумеется, декор воротника состоял исключительно из драгоценных камней и жемчужин. Но, не смотря на популярность таких одеяний, благородные барышни не смогли вовсе отказаться от чокеров. Теперь на их шеях красовались более лаконичные, но не менее красивые ошейники, изготовленные из драгоценных металлов. Они представляли собой замысловатые плетение, ассоциируемые с легким кружевом, или морской пеной.
В этот период, на шеях украинских дам также поблескивали чокеры. В нашей стране их назвали гривнами. Собственно, украинские чокеры имели абсолютно другой вид. Здешние мастера сохраняли стилистику древних славян. Гривны представляли из себя несомкнутое нашейное кольцо из драгоценного метала. Несомкнутое пространство составляло 3-4 см и располагалось спереди, по центру. Эти украшения дополнялись разнообразными орнаментами, изображающие древние символы, растения, животных, или птиц.
Как в Европе, так и в Украине, чокеры носили не только знатные особы. Они были доступны также простым горожанам. Для этого социального сословья ювелирные мастера изготавливали более простые украшения из серебра, или золотой эмали, драгоценные камни заменялись полудрагоценными, чаще всего использовался хрусталь. В Украине существовало множество сельских мастеров-любителей, которые снабжали своих односельчанок милыми украшениями в дворцовом стиле.
Мода на чокеры закончилась в ХХ веке, когда в тренд попал восточный стиль. Только в 80-х годах, на дамских шеях оказалось это необычное украшение. Его появлению способствовала популярность метал-музыки и возникновением готической субкультуры, которая наследовала стилистику средневековья в сочетании с имиджем металлистов. Высокая востребованность этих музыкальных жанров спровоцировала появление чокеров на подиуме. В 90-х годах, ведущие Дома Мод предложили дамам украсить свои шеи гламурными ошейниками, выполненных из пёстрых синтетических тканей, дополненных бусинками. В моде также появились тканевые чокеры звериной расцветки. Их носили в сочетании с головными повязками того же цветового решения, а также дополняли пестрыми серьгами.
В последнее время в моде доминирует ретро-, готический, викторианский и классический стили, в сочетании с модерном. Так, наследие предков попало на вешалки заядлых модниц. Среди этого преданного оказалось широкое изобилие чокеров.
Наиболее актуальными в этом сезоне стали чокеры из драгоценных камней. Такое украшение неплотно прилегает к шее и может представлять из себя комбинацию разных цветов и оттенков. Бриллианты все еще не покинут шеи изысканных модниц. Наиболее трендовыми из них стали черные, белые и серые бриллианты. Не стоит отказываться от смелых экспериментов, надев на шею кожаный чокер. Такое харизматичное украшение дизайнеры решили дополнить серебряными вставками. Поклонницам классики стоит обратить внимание на чокеры из белого жемчуга, украшенные белыми бриллиантами и мелкими тканевыми цветочками. http://daimox.com/kulony-s-brilliantami Бархотки с драгоценными медальонами и тканевые ленты с бантами, расшитыми мелким белым жемчугом, или блестящими камнями, станут отличным дополнением строгого вечернего наряда. Особое внимание привлекли к себе ошейники-жгуты, несоединенные спереди. В такие своеобразные аксессуары дизайнеры вплели золотые и серебряные нити. Любительницам кэжуал-стиля стоит приобрести необычную инновацию – пластиковые чокеры с серебряными, или золотыми вставками. Это – очень лаконичное и ненавязчивое украшение, которое прекрасно дополнит как вечерний образ, так и офисный наряд. Такой чокер представляет собой прозрачное кольцо средней ширины, по краям которого расположены металлические вставки. Этот дизайн очень прост, но в тоже время весьма замысловат.
Как сообщают эксперты моды, подобные украшения на долго вошли в тренд. Не бойтесь экспериментировать и выделяться из общей массы. Быть собой – означает стать успешным!