Этикет для детей в детском саду

Алена Гричук
Конспект занятия для детей дошкольного возраста «Правила этикета»

Формировать у дошкольников элементарные представление о этикете.

Закреплять и расширять знание о хороших поступков.

Развивать словарный запас воспитанников.

Развивать желание вежливо относиться к окружающим людям.

Воспитывать желание быть толерантными и дружелюбными по отношению к своим друзьям.

Ход занятия:

— Здравствуйте дети. Сегодня прекрасный, солнечный день. Давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Дети присаживаются на стульчики. Раздается стук за дверью.

-Интересно, кто же к нам стучится.

В дверях появляется кукла Катя. Катя проходит на стульчик и отворачивается от детей.

— Дети, к нам в гости пришла Катя, села на стульчик. Разве так ведут себя воспитанные люди? (ответы детей)

— Как себя ведут воспитанные люди? (ответы детей)

Правильно, молодцы. Дети, давайте расскажем Кате, как ведут себя вежливые люди (ответы детей)

— Молодцы. Вежливые люди, когда входят в помещение, всегда здороваются с присутствующими, в этой комнате, людьми. Давайте, расскажем Кате, какими словами можно поздороваться. (ответы детей)

Правильно.Можно поприветствовать друг друга такими словами как:

Для прощания и встречи

Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«Я вас рада видеть очень»,

«Мы не виделись сто лет»,

«Буду рад вас видеть снова»,

И «Ни пуха, ни пера!».

— Очень много слов приветствия существует в нашем языке. А Катя мне на ушко прошептала, что не хочет быть больше невоспитанной, она хочет, чтобы мы ей рассказали про правила поведения себя в общественном месте. И для начала Катя хочет с Вами поздороваться.

-Я вас рада видеть. (ответы детей)

-Вот какое нестандартное приветствие использовала Катя. Дети, а вы знаете еще какие-нибудь вежливые слова? (ответы детей).

Правильно, молодцы. Как много Вы назвали мне вежливых слов. Я хочу предложить отгадать вам загадки.

Встретив зайку, ёж – сосед

А его сосед ушастый

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (Добрый день)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (Извинить)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше … (Не перебивай)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас

Муха Жу, хоть не хотела,

В скорый поезд залетела.

Ей букашки Фло и Фти

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Слон под пальмой ест бананы,

И кричат ему они:

«Вкусно? Ты хоть намекни!»

Вежлив слон, не сомневайтесь,

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!

Очень желуди люблю!»

Если друг встречает друга,

Жмут друзья друг другу руку,

На приветствие в ответ

Каждый говорит… (Привет)

Если повстречался с кем-то,

По законам этикета,

Чтоб беседа в гору шла,

Старшим людям не грубите

И не панибратствуйте,

Им при встрече говорите

Не «привет», а… (Здравствуйте)

— Молодцы ребята, отгадали все загадки. Сейчас я предлагаю поиграть нам с вами в игру.

Игра что такое хорошо, что такое плохо.

Если воспитатель говорит про хороший поступок дети хлопают, если воспитатель говорит про плохой поступок дети- встают со стульчиков.

«Приветствовать друг друга»

«Дергать девочек за косички»

«Уступать место старшим»

«Мыть руки перед едой»

— Молодцы дети. Хорошая игра у нас получилась. Сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Усачева «Что сложней всего?»

Ведет шофер машину

И в дождь и в снег ведет.

А капитан – корабль,

А летчик – самолет.

И космонавт с задачей

Когда ведет ракету в космический простор.

Но как-нибудь спросите

Водителя в пути:

-Не трудно ли, простите,

И вам шофер ответит,

В затылке поскребя:

-Куда сложнее, дети,

Уметь вести себя!

-И в шторм, и в бурю судно

Вести сквозь океан

– Конечно, это трудно,

— Вам скажет капитан.

– Но я корабль освоить могу за пару дней…

Вот управлять собою

И летчик, пролетая,

Вам крикнет в облаках:

– Держать себя в руках!

И космонавт ответит,

— Сложней всего на свете

Уметь вести себя!

-Так что же сложнее всего на свете? (ответы детей)

— Почему, как вы думаете, сложнее всего уметь вести себя? (ответы детей)

-Правильно, дети. Очень сложно замечать за собой свои недостатки и исправлять их. А сейчас я хочу предложить вам сделать свои собственные медали добра.

Дети приклеивают украшения (звездочки, сердечки, круги, треугольники и тд) на круглый картон.

-Дети, очень красивые у вас получились медали. Я хочу, чтобы они у вас остались на память, чтобы взяв их в руки, вы вспоминали о том, что мы с вами добрые, порядочные, вежливые люди. Давайте с вами вспомним все вежливые слова, которые сегодня были произнесены. (ответы детей)

-Молодцы дети. А про какие поступки мы с вами говорили? (ответы детей)

-Всё правильно. И в завершение я хочу прочитать вам стихотворение, автор которого Бундур.

Очень доброе утро,

И день будет добрый,

И добрые встречи,

И добрый, конечно,

Как важно и нужно,

Чтоб сразу с утра

Тебе пожелали добра!

«Правила этикета». Конспект беседы для старших дошкольников Этикет для старших дошкольников Программные задачи: 1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения» 2. Формировать знания.

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в непосрдственно-образовательной деятельности Общая характеристика работы Речевой этикет, освоение которого происходит с раннего детства, выступает одним изmсредств гуманизации отношений.

К вопросу о формировании речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста Необходимо заметить что, воспитание подрастающего ребенка, как развитой личности является одной из самых важных задач в сегодняшнее время.

Картотека бесед с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Правила этикета» Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Научим Мишутку волшебным словам: «спасибо» и «пожалуйста»Цель: закреплять знания детей.

Конспект беседы с детьми 3–5 лет по формированию КГН «Правила этикета в общественном месте» Цель: закреплять знания детей о правилах и нормах поведения в общественных местах. Сюрпризный момент: Волшебный сундучок. Демонстрационный.

Консультация для родителей «Правила этикета для детей» Как научить детей правилам этикета за столом. Научить ребенка, как правильно вести себя за столом, – непростая задача. Однако знания столового.

Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Правила поведения детей за столом. Уроки этикета и хороших манер Молодые родители не всегда серьезно относятся к советам старших в воспитании.

«Правила этикета. Приветствие». Конспект занятия в подготовительной группе Задачи: познавательная : познакомить детей с основными правилами поведения при встрече, в театре, за столом. развивающая: развивать логическое.

Презентация «Правила этикета для детей» Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. А дети, как и взрослые, должны знать как правильно себя вести. Поэтому,.

Презентация «Формирование навыков столового этикета у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование навыков столового этикета у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Тип проекта: практико-ориентированный.

Правила хорошего тона прививают с детства. Благодаря им, ребенок учится понимать как нужно себя вести в определенных ситуациях. Хорошие манеры помогают людям сглаживать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть во время детских игр. Ребенка обучают правилам поведения в детском саду, потому что там он учится взаимодействовать со своими сверстниками и другими взрослыми людьми.

Добро пожаловать в детский сад

Начинать малыша учить хорошим манерам нужно еще до того как он пойдет в дошкольное учреждение. Родители проводят подготовительную работу, чтобы ребенок понимал, как вести себя в группе. Ему объясняют, что в детском саду он будет общаться с разными ребятами и нужно слушаться воспитателей.

Родители говорят, что необходимо быть вежливым: нужно здороваться, прощаться, благодарить. Взрослые на собственном примере показывают малышу всю важность использования вежливых слов не только по отношению к членам семьи, но и к окружающим. Особое внимание уделяют правилам поведения с другими детьми. Ребенка учат делиться игрушками, внимательно слушать, помогать.

Читайте также:  Сшить шапку из вязаного полотна

Родителям и педагогам нужно учитывать, что в период адаптации малышу может быть не до правил поведения. К этому следует относиться с пониманием, и постараться максимально ускорить процесс. Конечно занимаются обучению этикету совместно родители и воспитатели.

Когда прививать правила хорошего тона

Некоторые полагают, что обучать ребенка этикету нужно в возрасте 4-х лет, когда он больше взаимодействует с окружающими, посещает детский сад. Это ошибочное утверждение: чем раньше взрослые будут объяснять правила поведения малышу, тем лучше он их усвоит. Конечно, понимать их он начнет в старшем возрасте, но у него уже будет сформирован навык вежливого общения.

Например, малыша уже в возрасте 1,5 лет учат здороваться, прощаться, махая при этом рукой, а с 2-х лет обучают столовому этикету. Кроме родителей, воспитанием дошкольника занимаются воспитатели и другие сотрудники детского сада. Когда ребенок пойдет в школу, его поведение уже не будут так контролировать, поэтому всем упущения в его воспитании будут видны, а устранить их будет сложнее. Прививать правила хорошего тона нужно еще в раннем возрасте.

Этикет приветствия

Самое первое, с чем знакомят ребенка – это правилам приветствия. Начинают это делать еще когда малыш только учится говорить, добавляя при этом невербальный жест – мах руки. Именно по тому говорит ли ребенок «здравствуйте!», «до свидания!» окружающие определяют, знает ли он основы вежливости. Воспитатели обязательно проговаривают с детьми на занятиях правила приветствия:

  • при встрече с родными, друзьями и знакомыми людьми нужно говорить «здравствуйте!»;
  • во время приветствия лучше всего немного остановиться и улыбнуться, поздороваться дружелюбным тоном;
  • кроме «здравствуйте!» можно сказать «доброе утро!», «добрый день!», «добрый вечер!»;
  • приветствуя воспитателя стоит добавлять его имя-отчество.

Также уходя нужно обязательно говорить «до свидания!». А когда за ребенком приходят родители, он отпрашивается («Можно мне пойти, имя-отчество воспитателя»). Перед сном вежливые люди всегда желают «Спокойной ночи». В детском саду правила приветствия закрепляют посредством:

  1. заучивания стихотворений;
  2. обсуждения поведения героев детских сказок и рассказов;
  3. инсценировка сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель на занятиях по этикету объясняет важность приветствия. Поздоровавшись с улыбкой с человеком можно поднять ему настроение на целый день. Приветствие – это азы правил хорошего тона.

Правила вежливости при разговоре

Взрослым следует объяснить ребенку, что вежливым нужно быть всегда, даже во время простого разговора. Вежливая беседа может помочь малышу завести новых друзей и вызвать уважение со стороны взрослых. Для этого нужно соблюдать определенные правила во время разговора:

  • если вы заняты делом, а к вам обращаются, нужно отложить на время дела и ответить на вопрос;
  • нельзя перебивать – вежливые люди всегда до конца слушают то, что говорит собеседник;
  • во время разговора нельзя обсуждать и обзывать других людей;
  • долгие разговоры – утомительны, поэтому не стоит быть чрезмерно болтливым;
  • вежливый человек всегда дает возможность собеседнику рассказать о чем-либо, высказать свое мнение;
  • нужно быть доброжелательным и внимательным;
  • не стоит слишком сильно жестикулировать во время разговора.

Чтобы закрепить навыки вежливого общения воспитатель обыгрывает с детьми различные ситуации. Кроме таких игр, педагог обсуждает с детьми поведение сказочных персонажей, героев рассказов, спрашивает, правильно ли они себя ведут, и как поступил бы вежливый человек. Посредством беседы воспитатель объясняет детям объясняют важность соблюдения этикета во время разговора не только в детском саду, но и дома, и в гостях.

Правила поведения за столом для детей

Важная составляющая этикета – это правильное поведение за столом. Начинать его нужно с того, что малышу объясняют, что к еде и труду поваров необходимо относиться с уважением. Самое главное правило – во время приема пищи за столом не играют! Но кроме этого, вежливый дети знают и соблюдают следующие правила:

  • ставить на стол локти некрасиво;
  • не раскачиваться на стуле;
  • разговаривать с полным ртом нельзя;
  • откусывать слишком большие куски опасно;
  • суп и каши едят ложкой, а гарнир и котлету и рыбу – вилкой;
  • напитки пить маленькими глотками;
  • руки и рот вытирают салфеткой.

И обязательно после приема пищи нужно говорить «спасибо!» и уносить посуду за собой в раковину. Воспитатели назначают дежурных, которые помогают накрывать и убирать со стола, тем самым приучая ребенка помогать взрослым.

Правила дружбы

Основы дружбы закладывают еще в детстве. Взрослые объясняют малышу, что в жизни очень важно иметь друга и рассказывают об особых правилах дружбы:

  • нужно делиться игрушками;
  • если у друга что-то не получается, ему следует помочь;
  • необходимо уметь уступать и не ссориться по мелочам;
  • не нужно хвастаться перед другом;
  • настоящие друзья радуются успехам друг друга и сопереживают в определенных ситуациях;
  • друзья защищают друг друга;
  • нужно уметь принимать помощь и советы друга.

Воспитатель объясняет детям, что и между друзьями могут случаться ссоры, недопонимания. Но важно уметь мириться первым, пытаться сгладить конфликтные ситуации. Помогает усвоить правила дружелюбного поведения примеры поведения друзей из детских сказок и рассказов.

Правила поведения в туалетной зоне и спальне

Дети должны правильно себя вести в туалетной и моечной зоне:

  1. посещать туалет и подходить к раковинам может не больше 6 человек;
  2. руки моют только с мылом и насухо вытирают полотенцем;
  3. после каждого посещения туалета нужно смывать за собой и пользоваться туалетной бумагой;
  4. нельзя брызгаться водой, забираться на батареи, бросать различные предметы в унитаз;
  5. после каждого приема пищи обязательно нужно полоскать рот водой, подготовленную воспитателем.

Находясь в спальне, дети также должны придерживаться определенных правил:

  1. перед «тихим часом» чистят зубы, посещают туалет;
  2. в кровать не берут с собой игрушки (исключение – малыши в период адаптации и любимые игрушки ребенка);
  3. одежду аккуратно складывают на своем стульчике;
  4. в спальне нельзя кидаться подушками;
  5. передвигаться нужно медленно, спокойно.

Соблюдение этих правил приучает детей не только к этикету, но и делает их организованнее и собраннее.

Правила поведения на детской площадке

Еще один важный организационный момент в детском саду – это прогулка. От того насколько организованными будут дети, зависит их безопасность. Поэтому воспитатель обязательно проводит инструктаж:

  • идти и возвращаться с прогулки нужно парами и идти друг за другом;
  • за территорию детской площадки нельзя выходить или нужно спрашивать разрешение воспитателя;
  • нельзя слишком сильно бегать, чтобы не травмировать других ребят;
  • перед проведением подвижной игры дети должны внимательно прослушать правила;
  • нельзя бегать рядом с качелями или каруселями.

Если дети будут соблюдать перечисленные правила и играть организованно, то прогулка будет безопасной и принесет им удовольствие.

Родители на утреннике

Родители также должны соблюдать правила поведения, посещая детский сад. Конечно, они должны здороваться и прощаться с педагогами, обращаться к ним по имени-отчеству. Отпрашивать ребенка нужно также заранее. Особое внимание следует поведению родителей на утреннике:

  • они должны поддерживать праздничную атмосферу;
  • здороваться с родителями других детей и самими малышами;
  • не хвастаться достижениями своего ребенка;
  • задавать все вопросы воспитателю после утренника;
  • и обязательно поблагодарить педагогов за проведение праздника.

Правила в детском саду помогают ребенку успешно социализироваться. Они приучают его к распорядку дня, подготавливая его к школе, делая его организованнее. Именно в дошкольном возрасте ребенка учат быть добрым, отзывчивым, уважительно относиться к другим людям. Родители и сотрудники детского сада должны взаимодействовать вместе, чтобы воспитать вежливого малыша.

В цивилизованном обществе без применения правил этикета не обойтись. Поэтому учить детей нужно начинать с самого рождения и демонстрировать на личном примере. Это очень важно, ведь если в семье не будут соблюдаться правила хорошего тона, то и ребенка научить будет не реально. Зачем маленькому капризуле нужен этикет? Считается, что правильно воспитанный ребенок будет знать, как нужно вести себя в обществе. Общество – это садик, детская площадка, школа, поликлиника, все, что посещает в первые годы своей жизни дитя. Основы этикета он получает в семье. Как только он начинает хоть что-то понимать, ему надо объяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Например, попросить поднять упавшую бабушкину палочку и отдать ей, или принести дедушке газету. Основные правила этикета для детей начинаются именно с таких мелочей. Поэтому, мамы, папы, бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братики и сестрички должны помочь малышам в освоении этикета. В цивилизованном мире проблема этического воспитания стоит как никогда остро. Современные дети все реже задумываются о правилах хорошего тона, потому что вечно занятые родители не успели вовремя донести до своего чада азы правильных, хороших манер поведения, присущих для воспитанного человека. У культурных и воспитанных родителей дети знают и применяют на практике правила хорошего поведения: со старшими людьми, сверстниками, незнакомцами, воспитателями и учителями; дома и в общественных местах (в детском саду, в школе, поликлинике, транспорте и прочем); в гостях; за столом; в телефонном разговоре и так далее.

Читайте также:  Рост гудкова александра

Этикет – общепринятые нормы и правила поведения людей в обществе. Так не изжил ли он себя? Глядя на манеру общения современных подростков, многие ученые-психологи задаются вопросом о том, а не изжил ли себя этикет в принципе. Однако тут же одергивают себя, говоря о том, что без него построить нормальные отношения невозможно, поскольку произойдет откат (деградация) до чуть ли не первобытных времен.

Виды этикета детей

Существует большое количество видов этикета. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых.

Выходной — Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

​Мусор должен находится в урне, а не на земле;

Запрещается ходить по газонам;

Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;

Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;

В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;

Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;

Стоит помнить о правилах дорожного движения;

Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;

Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;

Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам.

К примеру, в театре:

  1. Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
  2. Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
  3. Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
  4. Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
  5. Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
  6. Во время спектакля запрещается есть и пить;
  7. Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.

Гостевой — На день рождения друзей

Очень важно обучить ребенка, как следует принимать гостей у себя дома и как вести себя у них в гостях. Для этого стоит запомнить лишь некоторые нехитрые правила:

  1. Не приходить в гости без приглашения, а, в случае острой необходимости, самому сообщить хозяевам о своем визите. Нежданные гости практически всегда доставляют хозяевам беспокойства и хлопоты;
  2. Не следует настойчиво звонить или стучать в дверь — не более двух раз;
  3. Идя в гости обязательно следует захватить с собой гостинец или подарок — идти в гости без гостинца невежливо;
  4. В гостях следует вести себя спокойно и сдержанно, запрещается шуметь и бегать;
  5. Запрещается без спроса трогать вещи хозяев, заглядывать в запертые комнаты, открывать шкафы и т.д.
  6. Нельзя давать плохую оценку дому хозяев, в том числе имеющемуся беспорядку, неприятному запаху и т.д.
  7. В случае приглашения за стол, следует кушать аккуратно;
  8. Не стоит надолго задерживаться в гостях;
  9. Перед уходом в обязательном порядке стоит поблагодарить хозяев за теплый прием и угощение;
  10. К себе гостей стоит приглашать заранее;
  11. В обязательном порядке следует оказывать внимание каждому пригашенному;
  12. Перед уходом гостей стоит поблагодарить их за визит

ВАЖНО: Привить ребенку хорошие манеры, сделать из него воспитанного человека под силу только тем родителям, которые сами соблюдают правила этикета. Ведь абсолютно все дети учатся, в первую очередь, на личных примерах взрослых.

Пассажирский — В поездку, хоть каждый день

Для того, чтобы родителям не пришлось краснеть из-за хромающего поведения ребенка вне стен квартиры, еще дома следует рассказать ему о правилах поведения в общественных местах. Особое внимание хочется уделить правилам этикета в общественном транспорте:

  1. Перед тем, как войти в транспорт, следует пропустить всех, кто из него выходит;
  2. Мужчины и мальчики должны пропускать вперед себя женщин и девочек, а только потом заходить в салон общественного транспорта;
  3. Запрещается расталкивать пассажиров локтями, продвигаясь вглубь салона для того, чтобы занять свободное место;
  4. Следует уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
  5. Заходя в транспорт, следует снимать с плеч ранцы и рюкзаки, чтобы не мешать остальным пассажирам;
  6. Не стоит толпиться у входа, если нет необходимости выходить на следующей остановке;
  7. В общественном транспорте запрещается есть, стряхивать с одежды грязь, капли дождя, снег;
  8. В салоне транспорта запрещается бегать, громко разговаривать, пачкать сидения;
  9. В салоне общественного транспорта запрещается пристально рассматривать других пассажиров;
  10. Животных следует перевозить в специальных сумках или клетках, а собак в намордниках;
  11. В транспорте заранее следует готовиться к выходу;
  12. На улице стоящий транспорт следует обходить сзади, только трамвай — спереди

Речевой — Вежливо говорить и благодарить

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  1. При встрече следует приветствовать знакомых;
  2. Ко взрослым следует обращаться на «Вы»;
  3. Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное;
  4. Перед расставанием следует прощаться;
  5. Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  6. В случае проступка следует просить прощения;
  7. Запрещается обзываться, оскорблять других детей;
  8. Запрещается использовать слова-паразиты;
  9. Запрещается ябедничать;
  10. Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их;
  11. Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему;
  12. В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.

Семейный — Уважение идет из семьи

Правила этикета следует соблюдать везде, и семья не исключение. Даже самый маленький кроха должен знать:

  1. С родителями, бабушками, дедушками и т.д. следует общаться уважительно, вежливо;
  2. Нельзя пререкаться с родственниками, ругаться с нимиЗаходя в комнату к родителям, следует стучаться;
  3. Запрещается ругаться, драться с братьями и сестрами, ябедничать на них;
  4. Следует придерживаться всех правил и традиций, установленных непосредственно в семье;

ВАЖНО: Лучше всего обучить ребенка правилам поведения в семье личным примером. Помимо родителей примером для подражания для ребенка является и его окружение, поэтому стоит обращать внимание на то, с кем общается ваш ребенок.

Столовый — Благородство нужно воспитать

С того времени, когда малыш начинает кушать вместе с взрослыми, его нужно научить правилам поведения за столом. Не нужно с ранних лет учить слишком сложным правилам поведения за столом: зачем нужна определённая вилка или какой-то бокал. Ребёнок всё это узнает позже, если будет необходимость. Вполне достаточно основных правил приличия. Основные правила поведения ребёнка за столом заключаются в том, что нельзя:

  1. кушать, чавкая, причмокивая и жуя с открытым ртом;
  2. не пользоваться салфеткой во время приёма пищи, облизывая пальцы;
  3. сильно набивать рот;
  4. садиться за стол, если ребёнок не умыт, не причёсан, неопрятно одет;
  5. класть локти на стол;
  6. брать пищу руками (ковыряться);
  7. выплёвывать еду;
  8. откидываться и раскачиваться на стуле;
  9. сидеть за столом, развалившись.
Читайте также:  Прыщи вокруг шеи

Нужно:

  1. помыть руки перед едой;
  2. приступать к еде со всеми вместе;
  3. кушать молча;
  4. пользоваться салфетками;
  5. благодарить по окончанию трапезы за вкусную еду.

Телефонный — Ало? Здравствуйте!

Родителям стоит объяснить ребенку, что во время телефонного разговора следует пользоваться всеми правилами речевого этикета. Наравне с этими правилами к телефонному этикету можно отнести и следующие:

  1. Следует без всякой надобности ограничить телефонные звонки с 21.00 вечера до 08.00 утра, а в выходные дни с 21.00 вечера до 10.00 утра;
  2. Телефонный разговор стоит начинать с приветствия, а по окончании разговора обязательно стоит попрощаться;
  3. В местах, где правила этикета не позволяют разговаривать по телефону, следует отключать его;
  4. Если вы сказали кому-либо, что перезвоните, то в обязательном порядке стоит это сделать;
  5. Правила этикета запрещают отвечать на звонки чужого телефона;
  6. При неправильно набранном номере следует извиниться;
  7. Правила этикета не позволяют громко разговаривать по телефону в общественных местах;
  8. Запрещается баловаться с помощью телефона;
  9. Все сообщения должны быть грамотно написаны.

Учебный — Учиться нужно вежливо

Существуют и определенные правила поведения в школе. К ним можно отнести следующие:

  1. Уважать учителя;
  2. В школу следует приходить за 10-15 минут до начала занятий;
  3. В школу следует приходить подготовленным — выполнять все домашние задания, не забывать книги и тетради, не забывать спортивную форму;
  4. Запрещается самостоятельно во время занятий уходить из школы;
  5. Во время занятий, если есть необходимость выйти, следует поднять руку и спросить об этом разрешения у учителя;
  6. Пропускать уроки допустимо лишь по уважительной причине;
  7. Во время занятий следует отключать звук мобильного телефона;
  8. В начале урока следует приветствовать учителя стоя;
  9. Если есть вопрос или хочется ответить на поставленный вопрос, следует поднять руку и дождаться, когда учитель обратит на вас внимание;
  10. Следует соблюдать порядок на своем рабочем месте;
  11. Во время урока запрещается есть;
  12. Звонок в конце урока — для учителя. Следует дождаться, когда учитель закончит;
  13. На перемене запрещается бегать, кричать, ругаться, драться — нарушать порядок в школе.

С какого возраста следует начинать обучение этикету?

Многие родители могут удивиться, если узнают, что правилам этикета нужно начинать учить ребёнка с рождения. Еще совсем маленького кроху легко можно начать приучать к хорошим манерам взглядом, интонацией, определенными фразами. К примеру, следует желать крохе приятного аппетита, благодарить его, если он протянул вам погремушку и т.д.

ВАЖНО: Уже в самом раннем возрасте стоит ребенка хвалить за хорошие манеры, а также интонацией голоса показывать, когда он поступает не совсем правильно.

С двух до четырех лет родители должны начинать активное обучение ребенка правилам этикета. Следует рассказывать ему, как стоит поступать, а как нет, мотивировать ребенка и не забывать о личном примере. С четырех до шести лет ребёнок должен осознать необходимость обучения хорошим манерам — это поможет ему в общении со сверстниками и со взрослыми. Важная роль в обучении отводится не только родителям, но и воспитателям детских дошкольных учреждений. Обучение этикету проводится также и в школах, однако к этому возрасту ребенок уже должен иметь определенные знания в этом деле.

Правила хорошего поведения — это такие правила, зная которые ребёнок не попадёт в неудобную ситуацию, не будет выглядеть невежливым или невоспитанным. Без этих правил не обойтись ни в каком виде деятельности. Учить ребёнка этикету следует начать как можно раньше и, главным образом, показывая положительный личный пример. Родителям вовсе не нужно начинать заумные беседы и скучные нравоучения о правилах этикета. Психологи и опытные педагоги говорят о том, что такие формы воспитания только лишь отвращают детей от соблюдения норм этикета и способствуют развитию комплекса неполноценности. Начинать знакомство самых маленьких с правилами этикета лучше всего, используя игровую форму. Например, с помощью кукол или любимых малышом игрушек можно проиграть ситуацию визита в гости или театр, телефонной беседы, званого ужина. Допустим, ребёнок в роли гостеприимного хозяина принимает гостей или вместе со своими игрушечными друзьями отправляется на представление в кукольный театр. Хорошо уяснить правила этикета помогают детские книжки, в которых на примере понятных ребёнку персонажей объясняются правила вежливости и аккуратности.

Основное правило хорошего тона заключается в том, чтобы ребёнок понял, как важно с уважением относиться к окружающим. Этот закон — базис всех остальных правил приличия, ведь правила этикета — не что иное, как хорошая привычка уважительно относиться к людям в разных ситуациях.

Обучать этикету детей, помимо игровых форм, можно и в виде целенаправленного общения. Существует огромное количество материалов и уроков, которые помогут как родителям, так и педагогам правильно выстроить беседу и с легкостью донести необходимую информацию детям.

Стоит помнить, что беседа должна быть:

  1. Не утомительной для детей, а значит не продолжительной;
  2. Эмоционально окрашена, не монотонна — дети должны быть заинтересованны;
  3. Двусторонней — дети должны принимать активное участие в беседе;
  4. Яркой и запоминающейся — следует использовать различные наглядные примеры в виде картинок, аудиоматериалы, видеоматериалы

ВАЖНО: Обучение правилам этикета в форме беседы лучше использовать в отношении детей старшего дошкольного возраста и школьников.

Когда у ребенка 4, 5, 6 лет или школьного возраста перед глазами пример родителей, родственников и друзей, обладающих хорошими манерами и умеющих себя вести, это прекрасно. Малыш будет понимать, что так и надо, он будет брать пример с людей, его окружающих. Параллельно с этим обучение этикету должно происходить и целенаправленно. Учить ребенка правилам поведения необходимо начинать уже в годик, ведь именно в это время он впервые «отделяется» от мамы и начинает вести активную жизнь – самостоятельно ходить и пытаться общаться с другими детьми. В этом возрасте родители могут управлять поведением ребенка с помощью интонации, выражения лица и жестов, слов «можно» или «нельзя», похвалы и порицания (которые, опять же, выражаются интонацией голоса). Примерно в два года у малыша уже должны присутствовать определенные навыки общения с людьми и задатки хороших манер, ведь в этом возрасте, скорее всего, он пойдет в детский сад. Начнется его социализация. В 4-6 лет, в дошкольном возрасте, ребенок уже должен осознанно, целенаправленно и систематически обучаться правилам хорошего тона и общения. В роли учителей выступают его родители и педагоги дошкольного учреждения. Малыш должен понять, что воспитанность и хорошие манеры – это его помощники в обретении новых друзей, общении с ровесниками и взрослыми. Обучение дошкольника этикету происходит в игре. В школе требования к ребенку возрастают. Он уже самостоятельный и сознательный. От умения вести себя и общаться во многом зависят его успешность в учебе, хорошее отношение к нему у учителей, авторитет среди одноклассников. Ребенок уже умеет читать, ему необходимо предлагать детские книги по этикету.

Вы наверное не раз слышали, что дети – пустые сосуды, чем заполнят их родители, тем они и будут. Замечали, что дети, играя со своими игрушками, могут пересказать почти все, о чем вы сейчас говорили? Поэтому, чистота речи ребенка напрямую зависит от нас. Если наша речь будет чистой и грамотной, то дитя, естественно, вберет ее в себя. Если мы будем разговаривать спокойно, не повышая интонации, то и дитя не будет «включать» громкость. Речь тихая, быстрая, громкая, конечно, относится к манере речи, но главное – это учтивая речь

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector