Особенности подросткового суицида

По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершённых самоубийств среди детей и подростков.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Сегодня наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству детских и подростковых суицидов. Средний показатель этих самоубийств превышает мировой коэффициент более чем в три раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток России в возрасте от 13 да 20 предпринимает попытку покончить с собой.

Однако в официальную статистику попадают лишь явные случаи суицида. Все летальные исходы, причиной которых стали падение с высоты, дорожно-транспортные происшествия, передозировка лекарственных препаратов, судебные эксперты приравнивают к «несчастным случаям». Следовательно, истинное число суицидов значительно превышает официальные данные.

Различают три основных вида суицида:

  • истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетённое настроение;
  • демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;
  • скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.

Типы суицидального поведения

Выделяют так же и различные типы суицидального поведения.

Целью демонстративного суицидального поведения является обращение внимания других на себя и свои проблемы. Это своего рода крик о помощи. Таким образом человек хочет показать окружающим, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Таким образом, демонстративные суицидальные действия, как правило, совершаются не с целью лишить себя жизни или причинить себе реальный вред. Их цель – напугать окружающих, заставить их задуматься над стоящими проблемами, часто – «осознать» своё несправедливое отношение к человеку. Способы демонстративного суицидального поведения чаще всего проявляются в виде отравления неядовитыми лекарственными препаратами, порезов вен, изображения повешения.

К аффективному типу суицидального поведения относятся суицидальные действия, совершённые под влиянием ярких эмоций. В таких случаях человек не имеет чёткого плана действий, а поступает импульсивно под воздействием сильных негативных эмоций. Обида, гнев затмевают собой реальное восприятие действительности и приводят к суицидальным действиям. При аффективном суицидальном поведении чаще всего прибегают к отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами, попыткам повешения.

Истинное суицидальное поведение отличается продуманным планом действий. В таком случае человек готовится к совершению суицидального поступка. При таком типе суицидального поведения часто оставляют предсмертные записки (прощальные, обвиняющие, с объяснением своего поступка). Такие суицидальные попытки часто заканчиваются летальным исходом, так как эти действия являются хорошо продуманными. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к спрыгиванию с высоты или повешению.

Самоубийство – слишком кардинальный и противоестественный шаг. Решение его совершить появляется не мгновенно. Как правило, ему предшествует продолжительный период волнений и переживаний, борьбы мотивов, поиска выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, несмотря на уникальность каждого отдельно взятого случая, суициды имеют ряд общих характеристик. Как правило, суицидальному поведению сопутствуют стрессогенный характер жизненной ситуации, фрустрация ведущих потребностей. Для суицидента характерны переживание беспомощности и безнадёжности, невыносимость страданий, искажённое восприятие реальности («туннельное зрение», то есть зацикленность на проблеме). Безрезультатный поиск выхода из сложившейся ситуации, аутоагрессия.

На особенности суицидального поведения существенно влияет и возраст суицидента. В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания, то есть имеет характер ситуационно-личностных реакций. То есть дети не всегда до конца осознают необратимость смерти. Ближе к подростковому возрасту смерть воспринимается уже как явление реальное, но маловероятное для себя. То есть, дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных действий. Зачастую у них отсутствуют навыки совладания со стрессом, депрессией. Детей, совершающих суицидальные действия, отличает повышенная впечатлительность, внушаемость, импульсивность, колебание настроения, страх, гнев, желание наказать себя или других. Поэтому суициды подростков часто носят демонстративный характер. Чаще всего они совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях (со взрослыми или сверстниками). Зачастую целью суицидальных действий детей или подростков является шантаж. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне аффективных реакций или психических расстройств.

Динамика развития суицидального поведения

При истинном суициде намерение покончить с жизнью может развиваться на протяжении длительного времени – от нескольких дней до нескольких лет. Проследим динамику развития суицидального поведения. Выделяют несколько стадий развития суицида.

  1. Стадия вопросов о смерти и смысле жизни. В большинстве случаев перед совершением суицидального действия наблюдается период, характеризующийся снижением адаптационных способностей (то есть наблюдается снижение уровня интересов, успеваемости, повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость, ограничение общения и т.д.). В это время формируются собственно суицидальные мысли. Человек может говорить, что-то типа «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться». У него обостряется интерес к проблемам жизни и смерти. В этот период у человека возникают пассивные мысли о самоубийстве. У него отмечаются размышления и фантазии о своей смерти. К сожалению часто рассуждения подростков на эту тему недооцениваются взрослыми или воспринимаются в демонстративно-шантажном аспекте. Поэтому следует знать, что почти каждый задумывающийся о самоубийстве так или иначе даёт понять о своём намерении окружающим. Большинство из тех, кто решается на суицид, тем или иным образом раскрывают свои замыслы. Такие люди ищут возможности высказаться, но не находят подходящего человека, готового их выслушать.
  2. Стадия суицидальных замыслов. Человек в активной форме проявляет желание покончить с жизнью: разрабатывает план реализации своих суицидальных замыслов, продумывает способы, определяет место и время совершения суицида. Можно услышать высказывания о своих намерениях.
  3. Стадия собственно суицидальной попытки. К замыслу о суициде присоединяются сформированное решение и волевой компонент, побуждающий к непосредственному осуществлению суицидального акта.

Период от появления мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называют пресуицидом. Его длительность может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). Острый пресуицид отличается моментальным проявлением суицидальных замыслов без предшествующих ступеней.

Следует отметить, что после попытки ребёнка или подростка совершить самоубийство относиться к нему начинают с повышенным вниманием и заботой. В это время повторение суицидальных действий маловероятно. По истечении относительно небольшого времени (примерно трёх месяцев) взрослые отмечают, что ребёнок не высказывает мыслей о суициде и внешне спокоен, и начинают вести прежний образ жизни, решив, что ребёнок преодолел кризис. Однако при отсутствии проработки ситуации, приведшей к суицидальным действиям, существует угроза совершения повторной суицидальной попытки. Следовательно, за ребёнком, предпринявшим суицидальные действия, необходимо длительное время наблюдать, беседовать с ним, оказывать ему поддержку, проводить иные профилактические действия.

Характерные черты суицидальных личностей

Людей, совершающих суициды, отличают следующие особенности:

  • ощущение беспомощности и безнадёжности;
  • неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;
  • депрессивное настроение, часто сопровождающееся потерей сна, аппетита;
  • утрата семейного, общественного престижа, особенно в группе сверстников;
  • в случае ухода из семьи или лишения поддержки чувство изоляции и отверженности;
  • неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве;
  • настойчивые мысли о суициде;
  • наличие обобщения и фатальности в мыслях и речи;
  • амбивалентность – хотят умереть и в то же время хотят жить;
  • возможно присутствие сильной наркотической или алкогольной зависимости.

Необходимо срочно предпринимать необходимые меры при обнаружении у детей, подростков подобных признаков в поведении. То есть внимательное отношение взрослых способно предотвратить суицидальные действия детей.

Общая и подростковая классификация причин суицида

К основным причинам суицидов можно отнести следующие:

  • низкую самооценку, переживание некомпетентности, стыда за себя;
  • уязвлённое чувство собственного достоинства (чувство собственной незначимости);
  • беспомощность, т.е. ощущение невозможности контролировать свою жизнь;
  • изоляцию, т.е. чувство, что тобой никто не интересуется, ты никому не нужен;
  • безнадёжность.

Для детей и подростков причинами суицидов могут стать:

  • несформированное понимание смерти – часто дети считают, что всё можно будет вернуть назад;
  • депрессивные состояния детей и подростков так же могут привести к суицидальным действиям;
  • дисгармония в семье – дети могут решиться на самоубийство из-за отсутствия взаимопонимания между ними и родителями;
  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков) может подтолкнуть к совершению самоубийства;
  • ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым могут стать причинами суицидальных действий;
  • реакция протеста при нарушении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками может стать причиной самоубийства детей или подростков;
  • отсутствие идеологии в обществе так же способствует росту числа детских и подростковых суицидов.

Признаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте

При наличии вышеперечисленных причин суицидальных действий у детей и подростков взрослым необходимо обратить внимание на признаки эмоциональных нарушений, которые могут лежать в основе суицида. К ним, в частности, относятся следующие:

  • частые соматические недомогания (головные боли, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница, боли в животе);
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;
  • появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;
  • уход от контактов, превращение в «человека- одиночку», изоляция от друзей, семьи;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, вины;
  • погружённость в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее.

Следует так же отметить, что суицидальным подросткам присущи амбивалентные чувства: они одновременно испытывают безнадёжность и надеются на спасение.

Взрослым следует быть особенно внимательными и срочно предпринимать меры, заметив у ребёнка или подростка признаки подготовки к самоубийству. О готовящихся суицидальных действиях может говорить сочетание нескольких из приведённых ниже признаков.

  • Прежде неряшливый ребёнок вдруг начинает наводить порядок в своих вещах. Раздача ценных вещей, приведение своих дел в порядок могут говорить о последних приготовлениях человека перед смертью.
  • Привлечь внимание взрослых и насторожить их должно и прощание ребёнка, выраженное, например, в форме благодарности за помощь в разное время жизни.
  • Готовясь к самоубийству, человек может оставлять письменные указания в записках, дневнике, письмах.
  • Словесные указания или угрозы могут сообщить взрослым о планировании ребёнком суицидальных действий.
  • У импульсивных подростков могут наблюдаться вспышки гнева.
  • Насторожить взрослых должны и рассуждения на тему «Я никому не нужен», фантазии на тему собственной смерти, чрезмерное внимание к мотивам смерти в литературе, музыке.
  • В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
Читайте также:  Чешутся локти чем мазать

К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:

  • дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;
  • дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
  • сверхкритичные к себе дети и подростки;
  • страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые окружением дети и подростки;
  • дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами и реальными достижениями в жизни;
  • дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;
  • дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с девиантным поведением.

Эти дети требуют к себе особо тщательного внимания со стороны взрослых. Так или иначе они все нуждаются в помощи со стороны взрослых, хотя сами зачастую этого не осознают. Поэтому, к сожалению, только единицы из них обращаются за помощью к психологам. Но ко всем намёкам на суицид следует относиться со всей серьёзностью.

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые.

Прежде всего взрослые должны интересоваться делами ребёнка, разговаривать с ним, задавая вопросы о его состоянии, строить планы на будущее. Это общение должно быть позитивным. Так же благотворно на психическом состоянии сказывается занятие новыми делами. И взрослые способны подтолкнуть ребёнка к этому. Крайне необходимо соблюдение детьми и подростками режима дня. И взрослые могут этому способствовать.

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения

Препятствуют осуществлению суицидальных намерений антисуицидальные факторы личности. Это сформированные положительные жизненные установки, душевная позиция, комплекс личностных факторов. К антисуицидальным факторам личности относятся:

  • сформированное чувство долга, ответственности;
  • эмоциональная привязанность к родным и близким людям;
  • внимание к собственному здоровью, боязнь причинить себе физический ущерб;
  • психологическая гибкость и адаптированность;
  • умение снимать свою психологическую напряжённость;
  • проявление интереса к жизни;
  • наличие жизненных планов, замыслов;
  • наличие актуальных жизненных ценностей;
  • уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
  • негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Следует помнить, что прочность антисуицидального барьера напрямую зависит от наличия жизнеутверждающих факторов. Являющихся «психологической защитой», которой должен обладать подросток.

Поведение с лицами, проявляющими склонность к суициду

Человека, решившегося на самоубийство, необходимо внимательно выслушать и постараться понять проблему, скрытую за словами.

Необходимо оценить серьёзность намерений, глубину эмоционального кризиса.

Даже к незначительным на первый взгляд обидам и жалобам относиться надо внимательно. Не пренебрегать ничем из сказанного.

Можно прямо спросить, не думает ли подросток о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Но даже после успешного разговора важно не оставлять его в одиночестве.

Любому человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания. Поэтому таких детей и подростков необходимо поддерживать, быть с ними настойчивыми.

После разговора необходимо убедить подростка в том, что он сделал верный шаг, приняв помощь взрослого. Так же необходимо показать ему свою компетентность, заинтересованность в его судьбе, готовности помочь.

Следует принять во внимание и другие источники помощи: семью, друзей, священников, специалистов (психолог, психиатр).

При наличии суицидального поведения для предотвращения суицидальных попыток психолог в состоянии:

  • помочь снять психологическое напряжение;
  • обеспечить формирование компенсаторных механизмов поведения;
  • формировать адекватное отношение к жизни и смерти;
  • уменьшить психологическую зависимость от причин, вызвавших суицидальное поведение.

Таким образом, при выявлении у ребёнка или подростка склонности к суицидальному поведению необходимо срочно предпринимать меры по предотвращению суицидальных действий. Оказать помощь в данной ситуации могут такие специалисты, как психологи, а при подозрении на психическую патологию – психиатры. Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания и соответствующей помощи.

Виды психологической коррекции

В качестве профилактической работы по предотвращению суицидального поведения можно выделить следующие виды работы:

  • организация совместных действий семьи, школы, друзей по оказанию социальной поддержки;
  • обучение социальным навыкам преодоления стресса;
  • проведение социально-психологических тренингов;
  • индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к себе;
  • обучение навыкам практического применения активной стратегии решения проблем.

Детьми и подростки, находящиеся в пресуицидальном периоде, нуждаются в индивидуальном сопровождении.

  1. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. – М.: Академический проект, 2001. – 40 с.
  2. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с.
  3. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков: психоанализ в детском возрасте, суицидальное поведение подростков, семейное консультирование, комплексная реабилитация. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 288 с.
  4. Вассерман Д. М. Напрасная смерть: причина и профилактика самоубийств. – М.: Смысл, 2005. – 310 с.
  5. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д.Й. Самоубийство подростков. – М.: Медицина, 2000. – 168 с.
  6. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.
  7. Рязанцев С. Танатология – наука о смерти. – СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 183 с.
  8. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.: Когито-Центр, 2005. – 376 с.
  9. Смертность подростков в Российской Федерации. Научный Центр здоровья детей РАМН, по заказу Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации. М.: ООО «БЭСТ-принт», 2010. – 60 с.
  10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид. Психологический взгляд. – СПб.: КАРО, 2006. – 176 с.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиляева Ирина Фаритовна, Астахова Анастасия Владимировна

В статье анализируются особенности и причины суицидального поведения в подростковом возрасте. В ходе исследования выявлены особенности самооценки и склонности к рискованному поведению у подростков. С учетом полученных результатов отмечается важность формирования антисуицидальных факторов.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шиляева Ирина Фаритовна, Астахова Анастасия Владимировна

FEATURES OF SUIC >The article analyzes the peculiarities and causes of suicide behavior in adolescence. The study revealed the features of self-assessment and a tendency to risky behavior in adolescents. Taking into account the results obtained, the importance of the formation of anti-suicidal factors is noted.

Текст научной работы на тему «Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте»

Шиляева И. Ф., Астахова А. В. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). С. 148-152.

Shilyaeva I. F., Astakhova A. V. Features of suicidal behavior in adolescence. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 148-152. (In Russ.).

И. Ф. Шиляева, А. В. Астахова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия

ОСОБЕННОСТИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Шиляева Ирина Фаритовна — кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии.

Астахова Анастасия Владимировна — студентка факультета психологии (специальность «Педагогика и психология девиантного поведения»).

В статье анализируются особенности и причины суицидального поведения в подростковом возрасте. В ходе исследования выявлены особенности самооценки и склонности к рискованному поведению у подростков. С учетом полученных результатов отмечается важность формирования антисуицидальных факторов.

Ключевые слова: подросток, суицид, суицидальное поведение, суицидальные действия, суицидальные тенденции.

I. F. Shilyaeva, A. V. Astakhova

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia

FEATURES OF SUICIDAL BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

Shilyaeva Irina Faritovna — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Applied Psychology and Deviantology.

Astakhova Anastasiya Vladimirovna — Student of the Faculty of Psychology ("Pedagogy and psychology of deviant behavior").

The article analyzes the peculiarities and causes of suicide behavior in adolescence. The study revealed the features of self-assessment and a tendency to risky behavior in adolescents. Taking into account the results obtained, the importance of the formation of anti-suicidal factors is noted.

Key words: teenager, suicide, suicidal behavior, suicidal actions, suicidal tendencies.

© Шиляева И. Ф., Астахова А. В., 2018

Одной из самых важных форм девиантности выступает суицидальное поведение. Данный термин происходит от латинского sui caedo — «себя убивать». В настоящее время под суицидальным поведением понимают осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям [2].

Сегодня суицидальное поведение является глобальной общественной проблемой и рассматривается как ведущая причина смерти практически во всех странах мира. По официальной статистике каждый год в мире кончают жизнь самоубийством 1,1 млн человек. В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры, считается, что ежегодно кончают собой более 4 млн человек. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения по количеству подростковых суицидов среди детей в возрасте от пятнадцати до девятнадцати лет Россия занимает одно из первых мест [4].

Подростковый возраст полон противоречий, поэтому очень легко в этот период подпасть под воздействие каких-либо внешних воздействий. На поведение подростка оказывают влияние складывающаяся «система отношений», особенности взаимоотношений с учителями, положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, сверстникам, своему будущему, жизненные цели [1].

Причины возникновения девиантного поведения у всех «трудных» подростков, как правило, похожи:

1. Оценка телесного развития. Сильные и мужественные подростки почти не нуждаются в попытке заслужить доверие окружающих. Слабые, худые и низкие мальчики, наоборот, постоянно вынуждены доказывать окружающим свою состоятельность, пытаются выделиться, порой за счет очень сомнительных поступков.

2. Половое созревание сопровождается всплеском гормонов, которые приводят к вспыльчивости, агрессивности, непослушанию и т. п.

3. Несоответствие уровня и темпа развития личности. Ощущение взрослости и вседозволенности у подростков неизбежно сталкивается с непониманием их стремлений и притязаний со стороны взрослых.

Дети резко отрицательно реагируют на критику взрослых. Поведение подростка почти всегда неустойчиво и может с обычного плохого настроения перейти в аффективное состояние [5]. С позиции самого подростка поведение, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся, считается «нормальным», отражает стремление к приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта, изменчивости поведения и, следовательно, жизнеспособности, развитию человеческого общества. С этих позиций отклоняющееся поведение естественно и необходимо. Неслучайно X. Ремшмидт отмечает, что в период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением [7].

Читайте также:  Стих на день рождения мужчине с приколом

На разных этапах подросткового возраста — раннем (12-14 лет), среднем (15-16 лет) и старшем (17-18 лет) — существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.

В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков покушения на самоубийство не имеют тяжелых медицинских последствий. Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации [1].

В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, цель которых — отомстить обидчику, наказать окружающих. Имеют место частые попытки суицида в состоянии аффективного напряжения, в кульминационные моменты конфликта. Медицинские последствия таких покушений нередко бывают тяжелыми. Для подростков данной возрастной группы характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональной неустойчивости, жажда чувственных (сенсорных) переживаний в сочетании с бедностью интересов, ограниченностью кругозора, неадекватным реагированием на различные ситуации обмана, крушения надежд, неудачи. Такие подростки еще неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком самоконтроля.

Чем меньше возраст, тем ярче обнаруживается агрессивная направленность в психологической структуре суицидального поведения. По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенны те семьи, которые внешне благополучны, но внутри имеют скрытые конфликты. Семьи с асоциальной направленностью способствуют адаптации ребенка в такой же среде, играя роль защитных механизмов. Для младшего пубертата наиболее суицидоопасны внутрисемейные конфликты, для среднего и старшего — конфликты со сверстниками и в школе [1].

Несмотря на ряд различий этапов подросткового возраста, можно выделить характерные для подростков особенности проявления суицидальных наклонностей [2]:

• у подростков нет по настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть — это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого, для него это в какой-то мере виртуальная игра;

• причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, пустяковой или даже случайной;

• у подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду, т. е. идеи и намерения;

• подростку очень трудно вербализовать (объяснить), что с ним происходит, описать свое состояние или проблему;

• для подростка нередко страшнее жить в той реальности, которая у него есть, нежели умереть;

• подростковый суицид — чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по-взрослому».

Рассматривая проблему суицидов, можно сказать, что это явление есть крайняя форма отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Социально-психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди них на первом месте оказываются факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда статус не соответствует уровню притязаний.

Разрушение семейного уклада отмечают практически все отечественные ученые, исследовавшие проблему детского суицида. Поэтому одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте называют неблагоприятную семейную обстановку [3]:

• ситуация длительного конфликта в семье или ситуация развода родителей. Подростку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию»;

• утрата значимой привязанности, например смерть матери или любимого человека, для ребенка становится нелегким испытанием;

• отсутствие в семье «значимого взрослого». В этой ситуации проявляется социальная и психологическая изолированность подростка.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком на то, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти.

Неоднозначность личностного смысла суицидального поведения подростков очевидна и в общем виде может быть представлена следующими типами [1]:

1. «Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть — это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.

2. Смысл суицидального поведения типа «призыв» состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности менее активна.

3. При суицидах «избежания» (наказания или страдания) суть конфликта заключается в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается в избегании непереносимости наличной угрозы путем самоустранения.

4. «Самонаказание» можно определить как «протест во внутреннем плане личности»; конфликт по преимуществу внутренний при своеобразном расщеплении «я», интериориза-ции и сосуществовании двух ролей: я-судьи и я-подсудимого. Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтожения в себе врага» (так сказать, «от судьи», «сверху») и «искупления вины» («от подсудимого», «снизу»).

5. Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах «отказа» обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью — лишение себя жизни [1].

Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит и от особенностей личности суицидента. Важнейшей особенностью подростков является их постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Но самооценка подростков очень противоречива, недостаточно целостна, что может привести к множеству немотивированных поступков, в том числе к суициду.

В связи с этим нами проведено исследование, направленное на определение того, насколько особенности самооценки влияют на склонность к рискованному поведению подростков. В исследовании приняли участие шестьдесят подростков пятнадцати — шестнадцати лет.

Анализ результатов исследования самооценки у подростков по методике Р. В. Овча-ровой показал, что заниженная самооценка характерна для 50,0 % подростков, это, в свою очередь, свидетельствует о том, что многие подростки не верят в себя, в свои возможности, стараются быть незаметными. 34,4 % подростков имеют адекватную самооценку. Для 15,6 % испытуемых характерна завышенная самооценка. Слишком высокая самооценка может привести к переоценке своих возможностей. В результате этого у подростка возникают необоснованные претензии, зачастую не поддерживаемые окружающими. Имея опыт подобного «отвержения», подросток может замкнуться в себе, озлобиться, часто это проявляется в еще большем высокомерии по отношению к окружающим. Таким образом, происходит разрушение межличностных отношений, и возникают внешние конфликты.

Анализ склонности к риску как черты характера имеет большое значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности.

Склонность к риску определялась по методике А. Г. Шмелева. Анализ данных позволил получить показатель величины склонности к риску как черты характера и выделить у испытуемых следующие уровни склонности к риску. У большинства подростков (68,53 %) преобладает высокий уровень склонности к риску, у четверти подростков (25,00 %) выявлен средний уровень к риску, и только 6,47 % испытуемых показали низкий уровень склонности к риску. Для нас важно было посмотреть, насколько особенности самооценки и склонность к риску взаимосвязаны у подростков. В ходе анализа обнаружена статистически значимая корреляционная связь между уровнем самооценки и уровнем склонности к риску у подростков (rs = 0,372). Можно сказать, что подросток рискует и экспериментирует для того, чтобы лучше себя узнать, попробовать разные стили жизни, показать окружению, что он становится взрослым, повысить степень самостоятельности.

В заключение отметим, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. Жизнь подростка зависит от сформированных у него положительных установок. Его жизненная позиция и психологические особенности формируются благодаря антисуицидальным факторам, которые способствуют предотвращению душевных переживаний и препятствуют осуществлению суицидальных намерений [2]. Такими антисуицидальными факторами могут быть [1]:

• эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

• выраженное чувство долга, обязательность;

• концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

• учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих;

• представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

• убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

• наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

• наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

• психологическая гибкость и адаптированность;

• проявление интереса к жизни, наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

• привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

• уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

• планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

• негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер [1].

1. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Баранул, 2014.

2. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. М., 1980.

3. Антонова А. А., Бачило Е. В., Барыльник Ю. Б. Факторы риска развития суицидального поведения // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. № 2. Т. 8. С. 403-409.

4. Евсеев А. А. Статистический анализ тенденций и факторов суицидального поведения // Статистика и экономика. 2012. № 6-2. С. 86-90.

5. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2004.

6. Положий Б. С., Панченко Е. А. Суициды у детей и подростков в России: современная ситуация и пути ее нормализации [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: науч. сетев. журн. 2012. № 2. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer16.php (дата обращения: 28.03.2018).

7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.

Ольга Даньшина
Профилактика суицидов в подростковом возрасте

Особенности профилактики суицида в школьном возрасте

Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают действия к суициду. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, но в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств: 41% — неизвестны; 19% — страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% — домашние огорчения; 6% — страсти; 3% денежные потери; 1,4% — пресыщенность жизнью; 1,2% — физические болезни.

Читайте также:  Отстирывается ли плесень с одежды

Все самоубийства (62%) у несовершеннолетних связаны с конфликтами в семье, неблагополучием, боязнью со стороны взрослых насилия, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, несчастная любовь, черствостью и безразличием окружающих, попаданием в секты (н-р «Три кита»).

Что же такое суицид?

Если рассматривать с точки зрения суицид (по Википедии)(от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение. Подросток стремится обратить внимание на себя и свои проблемы, а это своего рода просьба о помощи. Он показывает, что ему трудно справляться со своими жизненными ситуациями. На этом этапе поведения, он пытается напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. И делает это в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции, такие как обида, гнев, затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает попытки к суициду. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению сильнодействующими и токсичными препаратами.

Истинное суицидальное поведение – это конкретный, продуманный план действия. Подросток готовится к совершению суицидального действия. Подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. И поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. Подростки вешаются или к спрыгивают с высоты.

Стадии развития суицидального поведения:

Первая стадия — стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Это период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (проявляться в повышенной раздражительности, снижении успеваемости, ограничении общения, уровня интересов, эмоциональной неустойчивости). В этот период и формируются мысли о суициде, которые проявляются в виде заявлений о том, что «вот бы уснуть и не проснуться», «надоела такая жизнь», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т. д. У подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве; фантазии и размышления о своей смерти. Примеры высказываний в виде: «Лучше умереть, чем так жить». И при этом значение таких высказываний недооцениваются или воспринимаются окружающими людьми. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. И на своем пути они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия — это суицидальные замыслы. Это проявление желания покончить с собой, сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия — суицидальные намерения и попытка. Переходит к замыслу о суициде, о решении (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Пресуицид — это период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах, возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу. После попытки суицида к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. И в этот период к суицидальным действиям маловероятно повторение. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно уделять ему должное внимание и относиться к ребенку. Начинают вести привычный для них образ жизни, т. к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, то ребенок может до сих находится под угрозой и совершить повторное суицидальную попытку. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, беседовать с ним и оказывать ему поддержку, проводить иные профилактические действия.

Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. На первом месте — находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте — трудности, связанные со школой, на третьем — проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Итак, перейдем к профилактике суицидов.

Важно постоянно помнить, что за любое поведение к суициду ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Важной для профилактики суицидов является профилактика депрессий у подростков. Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение или другие признаки депрессивного состояния — необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.

Во-первых, нужно начать разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть с позитивными настроями. Оптимистический настрой нужно «внушить» ребенку, вселить уверенность, сказать, что он умеет добиваться поставленных целей. Ни в коем случае обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости». И показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Никогда не надо сравнивать его с другими ребятами, будет только хуже, сделает всё назло и наоборот. Сравнения с другими, приведет к занижению самооценки подростка.

Во-вторых, переключить на новые дела. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. А так же внести разнообразие в обыденную жизнь. Например: попробовать походить в тренажерный зал, делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные дни на увлекательную экскурсию, посетить кинотеатр, выставки. Завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Т. к доказано, что животные могут настроить ребенка на позитивный лад.

В-третьих, соблюдение режима дня. Следить за тем, чтобы он нормально питался, хорошо высыпался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Для предотвращения суицидов у детей в школе учителя могут сделать следующее:

— внушать им оптимизм и надежду; — проявлять сочувствие и понимание;

— воспитывать в сознании детей осознанную уверенность в своих силах и возможностях;

— осуществлять контроль поведения ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Школьным психологам проводить с детьми работу психокоррекционные занятия по снятию негативных эмоций, которые у него копятся, помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей. А так же проводить работы по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Учителям и родителям психолог должен рассказать, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток.

Для предотвращения попыток суицидального поведения у детей, психологу необходимо:

— снимать психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,

— уменьшать психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение, — формировать компенсаторные механизмы поведения,

— формировать адекватное отношение ребенка к жизни и смерти.

Если всё-таки есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, что будет, если они оставят ребенка без помощи.

Рекомендации тем, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

1. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка, осторожно поговорите с ним;

2. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

3. Дайте знать, что хотите ему помочь;

4. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

5. Говорите искренне и постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8. Не предлагайте упрощенных решений;

9. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

10. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию;

11. Ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13. При действуйте так, чтобы изменить его внутреннее состояние;

14. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

«Дорожка здоровья». Профилактика плоскостопия Недавно в нашем детском саду проходил конкурс-смотр "Лучшая дорожка-здоровья". Участие принимали родители наших воспитанников и педагоги.

Профилактика интернет-зависимости С 25 по 26 января 2017 г. были разработаны бланки для наблюдающих, которые включали в себя категории: название команд (по горизонтали) и.

Материал на стенд «Профилактика дисграфии» Профилактика дисграфии у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста Одной из актуальных проблем отечественной практической.

Методическая разработка «Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ в подростковом возрасте» Государственное бюджетное учреждение системы социального обслуживания населения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями.

Проект «Профилактика простуды» Проект «Профилактика простуды» Актуальность темы. Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных.

Профилактика плоскостопия Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Плоскостопие еще называют «болезнью.

Профилактика профессионального выгорания Методическое, психолого-педагогическое сопровождение профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях детского дома Е. Ю.

Профилактика речевых нарушений ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической.

Профилактика жестокого обращения с детьми Выступление «Профилактика жестокого обращения с детьми» социальный педагог Архипович И. Г. Март 2017 г. Современная жизнь несёт.

Родительское собрание «Обеспечение информационной безопасности детей и подростков, в том числе с целью профилактики суицидов» Родительское собрание «Обеспечение информационной безопасности детей и подростков, в том числе с целью профилактики суицидов. Игра «Киты».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector