Горелка туристическая – полезное изобретение, значительно облегчающее жизнь туриста. Ее «прародитель» — обычный бытовой примус, который был сделан в 1892 г. в Швеции Францем Линдквистом. Позже изобретатель стал основателем одноименного концерна, а слово «примус» стало обозначать всю категорию компактных бесфитильных устройств для приготовления пищи, работающих на керосине и других видах топлива.
В России этот бытовой прибор популярен с 20-х годов XX века. В середине века, когда из повседневного обихода он был постепенно вытеснен газовыми и электрическими плитами, его взяли на вооружение туристы. Появились специальные модели известные как примус туристический.
Большинство путешественников оценили преимущества горелки для похода, хотя до сих пор находятся люди, которые предпочитают готовить на костре.
Надеюсь, что приведенные мною ниже аргументы убедят вас в необходимости туристического примуса, ведь он не только удобен и экономит время, но и бережет окружающую среду.
Горелка туристическая: преимущества
- Горелка походная в 2 раза уменьшает время необходимое на организацию завтрака, обеда, ужина. Костер требует сбора дров и розжига, что особенно усложняется плохими погодными условиями, отсутствием сушин (из-за большого количества туристов или молодости леса);
- В походах по безлесной зоне (например, горных, по тундре) горелка туристическая – это единственная возможность приготовить горячую пищу;
- Туристический примус выручает также, если маршрут проходит через заповедники, национальные парки и прочие места, где нельзя жечь костры;
- Любое новое кострище это вред природе, например, в тундре оно зарастает в течение пары сотен лет, в средней полосе – 2-3 года. Горелка походная бережёт природу;
- В отличии от горелки, костер это не только тепло и огонь, но и сильный запах гари и дыма, которым пропитываются все вещи. Чем длиннее поход, тем сильнее вонь, которая особенно досаждает окружающим, если возвращение из похода происходит поездом или автобусом.
Примус туристический: виды и их эволюция
В советские времена горелка походная была представлена несколькими видами, с каждым из которых мне пришлось иметь дело.
Виды советских походных горелок:
- Насосного типа (давление в топливном баке подкачивается насосом);
- Безнасосного типа (давление поднимается за счет нагрева);
- Инфракрасные.
Горелки для походов насосного типа представлены целым семейством «Шмелей»: от 1 до 4 номера.
«Шмель-1», копия австрийского «Phoebus 625». Один из самых первых советских примусов туристических, он отличался надежностью, но был при этом очень громоздким.
«Шмель-2» – его более миниатюрная копия с установленной ветрозащитой, которая дожила до наших дней. Дальнейшее улучшение конструкции советскими инженерами не пошло «Шмелю» на пользу.
«Шмель-3» –это спаренный шмель-2 с двумя горелками под большой овальный котелок-вставку, он не прижился в туризме из-за своих размеров и веса.
«Шмель-4» – хоть и отличался от всех предыдущих своих собратьев современным дизайном, был невзлюблен туристами из-за проблем с подачей топлива. Клапан шарикового типа, который регулировал подачу топлива и ранее был игольчатым, все время залипал в форсунке.
Для того, чтобы разжечь такой примус туристический надо было накачать давление насосом (примерно 20 «качков»), на специальную разогревочную тарелочку под головкой примуса положить кусочки сухого горючего (сухого спирта). В течение минуты оно горит, прогревая топливную систему и на последних языках пламени, прилагающимся ключом, необходимо было плавно открыть клапан подачи топлива. Заранее прогретый примус, без копоти, начинал свою работу, шумя как одноименное насекомое.
Плохо прогретый «Шмель» горел факелом, а не голубой розочкой, как это должно было быть. В этом случае бензин плохо прогорал и засорял гарью топливную систему походной горелки. Недавно я провел эксперимент по розжигу примуса «Шмель 2», который был выпущен в 1984 г. Он удался!
Горелки для похода безнасосного типа представлены примусами «Огонек» и «Туристский».
«Огонек» — копия немецкого «Juwel 84». Преимущества – миниатюрность размера и веса (размер с кружку), простота конструкции, т.к. нет насоса, который все-время ломается. В советские времена примус туристический «Огонек» называли мечтой туриста.
«Туристский». Маленький чемоданчик, который сам раскладывается, также «слизан» отечественной промышленностью с иностранных образцов – на этот раз шведского «Optimus 8r hunter». Главные его достоинства — компактность и устойчивость.
Обе эти горелки туристические разогревались гораздо дольше, чем «Шмели» из-за отсутствия насоса.
Полезные статьи:
Инфракрасный примус туристический (нагреватель) «Эверест». Появился в продаже позже, чем описанные выше модели. Где-то в конце 80-х. Хоть и работал на бензине, но открытого пламени не имел. Вместо форсунки — радиатор, который до красна разгорался. Главный его недостаток – габариты и вес (более 2-х килограммов). Сегодня выпускаются современные обогреватели печи солярогаз, которые используются вместо железной печи в зимних походах, на них также готовят пищу.
В настоящее время некоторые советские модели до сих пор выпускаются. Так, горелка туристическая «Шмель-2» известна сегодня под именем «Дастан» и производится в Киргизии. Украинский производитель «Мотор Ciч» творчески переработал несколько советских моделей и создал на их базе собственные: «Мотор Ciч ПТ-2», «Мотор Ciч ПТ-3», «Мотор Ciч ОИБ-2С» (инфракрасный обогреватель).
Удивляют эти чудеса постсоветской технологической мысли своим немалым весом — от 1,5 до 2,5 кг. И отнюдь не копеечной ценой от 1400 до 2500 руб. Выглядят они также непритязательно, как и их пращуры – советские горелки туристические. Подробнее о них и других современных бензиновых горелках можно прочитать в отдельной статье.
Современные виды походной горелки
С наступлением рыночной экономики в России появились современные модели различных горелок для похода ведущих западных производителей, а потом и их азиатских конкурентов. В отличие от советских примусов, зарубежные ноу-хау работают как на бензине, так и на других видах топлива.
Виды современных походных горелок:
- Газовые горелки (работают от газового баллона);
- Жидкотопливные горелки (работают на бензине, керосине, солярке);
- Мультитопливные горелки (работают и от газа и от жидкого топлива).
В числе ведущих производителей можно назвать шведскую компанию Primus, корейскую Kovea, французскую ADG, американскую MSR и целый ряд других, в т.ч. и китайских.
Отличается их продукция не только эргономичной и удобной конструкцией, но и небольшим весом от 77 до 1,200 гр., а также широким разбросом цен – от 500 руб. до 10 000.
Резюмируя все вышесказанное, можно отметить, что каждый современный турист сегодня имеет возможность выбрать для себя либо традиционный примус туристический, наподобие тех, с которыми ходили в походы еще наши мамы и папы (и даже бабушки и дедушки), либо современные конструкции горелок для похода. Но, чтобы вы не выбрали — любая горелка это гораздо лучше, чем ее отсутствие.
Дмитрий Рюмкин специально для Заброска.рф
Бензиновый примус Tramp TRG-016
Бензиновая горелка Примус Дастан-1 в футляре (арт. УТ00.
Горелка бензиновая (примус) Tramp TRG-016
Горелка портативная бензиновая (примус) "Tramp&quo.
Примус "эксперт" туристический, бензиновый, З.
Примус бензиновый Дастан в алюминиевой упаковке
Примус бензиновый Tramp TRG-016
Туристический примус с посудой и спиртовой горелкой
Примус Зубр Эксперт 68200 туристический, бензиновый
Примус туристический бензиновый ЗУБР 68200 эксперт
Примус туристический Зубр эксперт 68200
Примус ЗУБР "эксперт" туристический, бензинов.
Примус бензиновый "Дастан-1" (без футляра)
Примус бензиновый Tramp TRG-016
Примус бензиновый Дастан в алюминиевой упаковке
Примус бензиновый "Дастан-1", футляр: алюмини.
Горелка портативная бензиновая (примус) Tramp TRG-016 Ц.
Примус туристический, ЗУБР, эксперт, 68200
Примус туристический Зубр "Эксперт", бензинов.
Примус ЗУБР "эксперт" туристический, бензинов.
Примус ЗУБР "эксперт" 68200
Горелка ЗУБР 68200
Насос для примуса Шмель, Дастан
Примус туристический Зубр "Эксперт", бензинов.
Примус туристический Мотор Сич ПТ-3 250мл
Примус Дастан-1 без футляра (бензин)
Примус туристический Зубр "Эксперт", бензинов.
Примус бензиновый туристический
Примус ЗУБР эксперт туристический, бензиновый
Горелка бензиновая туристическая, примус Дастан (Шмель)
ЗУБР 68200 Жидкотопливный примус
АО Мотор Сич Примус туристический Мотор Сич ПТ-2
Бензиновый примус Coleman Unleaded Sportster II [300000.
примус зубр "эксперт" туристический, бензинов.
Примус туристический, ЗУБР, эксперт, 68200
Переходник бензин — газ к примусу Шмель, Дастан
Туристическая горелка бензиновая (примус) Tramp TRG-016
Примус GreenWay походный 12-BHG (57739)
Горелка портативная бензиновая (примус) TRAMP TRG-016
Горелка портативная бензиновая (примус) Tramp «TRG-016».
Бензиновая горелка Примус Дастан-1 в футляре
Инструмент для PRIMUS
Примус туристический Зубр quot;Экспертquot;, бензиновый.
Бензиновая горелка Примус Дастан-1 без футляра
Бензиновая портативная горелка (примус) Tramp TRG-016
Примус ЗУБР "эксперт" туристический (бензинов.
Давайте разберёмся, какие бывают горелки.
их можно разделить на три типа: жидкотопливные, мультитопливные и газовые.
Жидкотопливные — это всем известные примусы, на котором готовили пищу наши бабушки и прабабушки в коммунальных кухнях. Примусом пользовался Руал Амундсен, когда его экспедиция продвигалась к Южному полюсу. Первые покорители Эвереста Эдмунд Хиллари и Тенцинг Норгей тоже использовали примус.
Употребляемое в русском языке слово «примус» происходит от названия шведской фирмы Primus, которая первая начала производить эти нагревательные приборы. Название было выбрано от латинского слова primus — первый.
Отечественные примусы «Шмель» и «Огонёк» — неизменные атрибуты походов 60−90-х годов.
Модификация «Шмель-2» пользовалась особенной популярностью среди походников. Пользуется и поныне.
« Шмели» жужжали (как, впрочем, и любой другой старый примус). «Огоньки» часто горели. Как и любой другой примус при неправильной эксплуатации мог стать взрывоопасным, что также не является плюсом этого вида горелок.
Чтобы разжечь примус, «завести «его, необходимо затратить некоторое время на подготовку этого процесса — накачать баллон, разогреть сухим спиртом горелку. Это требует некоторой сноровки.
Однако главным минусом жидкотопливных горелок можно назвать то, что необходимо периодически прочищать форсунку, так как она часто засоряется сажей, особенно если используется автомобильный бензин. Прочисткой занимаются в среднем после 10−15 приготовлений пищи.
Тем не менее, по расходу топлива примусы являются самым экономичным и эффективным видом горелок. И топливо для них получается самое дешёвое. Поэтому и сейчас они не вышли из употребления. Они модернизировались, стали бесшумно работать и проще разжигаться.
Жидкотопливные горелки используются в таких походах, где трудно достать газ или в таких условиях, где газ работает неэффективно. Это продолжительные зимние лыжные походы, большой группой, экспедиционные восхождения на высокие горы, особенно в зимних условиях.
Да, именно в большие морозы жидкотопливные горелки работают лучше, чем газовые — и это главное преимущество этих горелок .
Итак, если вы не собираетесь в серьёзный зимний или высокогорный поход — вам лучше подобрать попроще.
Мультитопливные горелки могут работать на разном виде жидкого топлива. Или как на жидком топливе, так и на газе.
Они тоже могут носить название «примус». Если выпускаются родной шведской фирмой Primus.
В комплект мультитопливных горелок входят форсунки на разные виды топлива. Понятно, что мультитопливные горелки более функциональны, чем просто жидкотопливные. То есть на один «плюс» у них больше. Однако они обладают тем же главным недостатком, что и жидкотопливные. А именно — необходимостью тщательно следить и вовремя прочищать форсунку от нагара.
Но если вы собираетесь в районы, где достать газ проблематично, выбор за мультитопливной горелкой.
Перед покупкой нелишним будет узнать, можно ли будет достать запчасти к такой горелке. Потому что не все горелки, что продаются в России, бывают легко ремонтоспособными.
Впрочем, что бы не говорили рекламные надписи про использование любого вида жидкого топлива, вплоть до подсолнечного масла, надёжнее всего использовать очищенный бензин «Калошу».
Впрочем некоторые горелки действительно «питались» экзотическими видами топлива и не «умирали».
Вот полезные отзывы некоторых туристов:
«По поводу топлива могу рассказать печальный случай: в прошлом году случай заставил нас на несколько незапланированных дней остаться в хижине гляциологов на Актру. При обследовании территории снегов была выужена пластмассовая 2-литровка бензина, которая и была использована в сохранение своего.
Так горелки за три приготовления пищи забились полностью коричневой гадостью. И именно в самом недоступном месте — в камере. Помогло только высверливание камеры и „продувка“ бензином.
При дальнейшем использовании даже с чистым бензином обычно засорялась именно камера».
«По поводу „бензин с заправки, ацетончик всякий“ забудьте! Мультитопливки жрут все, но только один раз. Если хотите долго и беспроблемно использовать горелку с предсказуемым результатом, то только „калоша“. В свое время купился на рекламу и приобрел Примус Омнифьюел в надежде на „ацетончик всякий“. В результате, на третий день похода, вместо ужина, имел чистку при свете налобника. В конечном счете я поужинал. Но до конца маршрута, раз дня разбирал и чистил. Вся беда в том, что до конца очистить так и не смог, не полностью разборная она, в отличие от советского Шмеля. После использовал только „калошу“, работает нормально, но регулировка уже не та».
«На уайт спирите мультитопливная горелка МSR прекрасно работает, пользовались неоднократно. Покупали на строительном рынке.
Спиртом MSR заправлять не пробовали. Но очень давно я им (гидролизным, для употребления по назначению мало пригодным) заправил обычный Шмель. Не заработал. смеси (напополам) вполне себе пахал. И бензинового запаха при этом было гораздо меньше».
«1 августа у друзей на нижних скалах Ленца (4200м.у.м.) одновременно отказались работать две горелки: Primus MultiFuel XP (в эксплуатации 4-й год) и совершенно новая Primus OmniLite Ti. Причина: обе заправили газолином»
«Распространенное мнение, что керосин лучше, также не верно. Керосин бывает разный. Так мои знакомые, заправив авиационным керосином, взятым у полярных летчиков, три свои примуса убили за 15 минут. Что там было, остается загадкой.
Существует очищенное топливо. Обычно его называют white gas. Как показывает практика, при работе на нем горелка практически не засоряется коксом».
Расход бензина в походе составляет примерно 50 г на человека в день.
Чтобы бензин не протекал в пластиковой бутылке при транспортировке, надёжнее использовать крышки со звёздочкой изнутри. Такие крышки бывают , на некоторых пивных бутылках.
Итак, если вам не нужно идти в сложный зимний или высокогорный поход, вы собираетесь просто в горы, в тундру, на природу в места, где газ можно достать в магазинах — выбор за самыми распространёнными и самыми простыми в эксплуатации газовыми горелками.
Газовые горелки.
Существует два разных по конструкции типа газовых горелок:
— Горелка, которая соединяется с баллоном через шланг и
— Горелка, которая навинчивается на баллон сверху.
Если вы собираетесь в поход большой группой, лучше взять горелку со шлангом. Понятно, что такая горелка более устойчива, ведь вы ставите её не на баллон, а на землю. Она имеет раскладные ножки. Такие горелки могут иметь большой диаметр, что полезно для установки кастрюли большого объёма.
Плюсом является и то, что вы можете изолировать горелку от баллона, он не перегреется.
Если вы собираетесь в несложный зимний поход, где температуры не будут опускаться ниже 20ти-30-ти градусов, то лучше брать горелку со шлангом. Так как пред разжиганием вам придётся подогревать баллон, а это проще и безопаснее делать, когда он в стороне от горелки.
Минусом такой горелки можно назвать то, что она немного потяжелее безшланговой.
Но главное то, что у неё существует больше вероятности сломаться — ведь появляются дополнительные точки крепления, шланг может перетереться. Ножки могут погнуться.
Горелка, навинчивающаяся на баллон сверху, подойдёт для небольших групп, для готовки на 1−4-х человек. Такие горелки лёгкие, компактные. В большой группе эту горелку, к примеру, можно использовать как запасную к основным большим, со шлангом. В горелке такой конструкции практически нечему ломаться, они надёжны.
Такая навинчивающаяся сверху горелка из титана весит всего 60 граммов! Находка для «легкоходов».
Минусом горелки навинчивающейся на баллон является то, что она менее устойчива. Особенно если использовать баллон большого объёма — он выше. Однако для маленьких объёмов приготовления пищи это не так существенно. Да и всегда можно повысить устойчивость, обложив к примеру, горелку камнями. А при желании, если позволяет грунт, для страховки можно подвешивать котелок над горелкой на палке. Пол Чукотки прошла по тундре с маленькой , которую использовала для этой цели.
Горелки как правило бывают с пьезоподжигом. Это удобно. Однако, как показывает практика, это первое, что ломается в горелке. Но это не страшно, возьмите в комплект зажигалку и не сильно тревожьтесь об исправности пьезоподжига.
Типы газовых баллонов
Разные фирмы горелок поддерживают разные типы газовых баллонов. Однако ко многим горелкам сейчас можно использовать переходники, которые позволят пользоваться разными типами баллонов.
Существует три самых распространённых типа газовых баллонов:
— резьбовые, стандарт Линдал
-безрезьбовые с байонетным креплением Горелки на них крепятся с характерным щелчком. На них даже пишут: Clik! Это баллоны Camping Gaz газ под соответствующие горелки одноимённой французской фирмы.
— безрезьбовой цанговый (в быту — «дихлофос», по аналогии с высоким и узким по форме баллоном).
Есть ещё баллоны без насадки. Это прокалываемые баллоны. Чтобы применить газ, в них содержащийся, нужно иметь специальный переходник
В нашей стране самыми распространёнными являются горелки под резьбовые баллоны. Однако в отдалённых регионах в магазинах бывает проще купить безьрезьбовые «дихлофосы». Поэтому, если собираетесь в дальние походы, учитывайте это, запасайтесь переходниками.
В Европе, особенно во Франции и Испании чаще используются горелки и баллоны Camping Gaz .
Расход топлива на человека в день рассчитывается примерно по 50 г. Следует учесть, что если придётся часто топить снег или лёд, то расход топлива увеличится.
Минусом газовых горелок является то, что при минусовых температурах они работают хуже, чем жидкотопливные. Перед поджигом горелки на морозе приходится разогревать баллон сухим спиртом. Для холодных условий лучше использовать газовую смесь , чем .
При больших минусах (за тридцать) газовые горелки могут вообще отказать в работе.
Газовые горелки классифицируются и по мощности.
Маломощые — до 1500 Вт, средней мощности 1500−2500 Вт и мощные — свыше 2500 Вт.
В поход даже на одного человека лучше брать мощные горелки. Если, конечно, вы не собираетесь долго медитировать во время приготовления пищи.
Полезно при использовании газовых горелок применять защитный экран. Особенно если вы занимаетесь приготовлением пищи на улице, А не в тамбуре палатки. Это снизит и скорость приготовления пищи и расход газа. При его отсутствии можно хотя бы закрыть часть горелки с наветренной стороны куском фольги или стеклоткани. Или пенополиуретановым ковриком (но тогда нужно следить, чтобы он не упал и не подгорел).
Горелки JetBoil®
В этой горелке воплотились две идеи:
— Как соединить «в одном флаконе» и горелку, и кастрюлю.
— Как сделать расход газа в горелке наиболее эффективным, экономичным.
И вот американская компания JetBoil® изобрела такую конструкцию.
.
В этой конструкции горелка и кастрюля, (которая по форме скорее напоминает стакан), жестко соединены между собой. И помимо этого кастрюля оснащена металлическим на дне, создающем повышенную теплопроводность. Всё это помогает расходовать меньше газа.
По отзывам туристов в несложном горном походе одного баллона объёмом 230 г хватает на три недели на одного человека (при обычной горелке с использованием отражающего экрана такого баллона хватило бы только на неделю)
Итак, плюсы налицо — большая экономия топлива. И очень быстрое время закипания воды.
Объединение кастрюли и горелки в одну общую структуру очень полезна в сложных походах, где приготовление пищи в принципе очень трудное дело — например на сложных альпинистских маршрутах или на борту морского каяка, где качка постоянно грозит опрокинуть котелок с обычной горелки.
Однако есть и минусы. В этой конструкции можно использовать только специальную кастрюлю, и она может иметь только небольшой объём, как правило до полутора литров.
И ещё один минус — большая дороговизна такой горелки.
Хочется добавить, что использование кастрюль, на дне которых приварен радиатор, заметно повышает эффективность приготовления пищи на обычных газовых горелках.
А цена обычной грелки плюс специальной кастрюли заметно ниже цены на JetBoil .